АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Председатель комитета АЭВТ по авиационному страхованию Слюсарь А.В. 09 декабря 2009 АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ И СТРАХОВЩИКИ: ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОРЕЧИЙ
Авиационное страхование нельзя рассматривать только как процесс купли – продажи услуги. Это многогранный процесс, задачей которого в конечном счете является гарантия возмещения вреда пассажирам, их родственникам и третьим лицам, не имеющим к организации процесса страхования никакого отношения. Кроме того, авиационное страхование должно увеличить шанс выживаемости авиаперевозчика после серьезного авиационного происшествия и компенсировать убытки собственнику воздушного судна.
ПЕРЕВОЗЧИК И СТРАХОВЩИКИ: СЦЕНАРИИ ОТНОШЕНИЙ Василий Поленов «Право господина»
ПЕРЕВОЗЧИК И СТРАХОВЩИКИ: СЦЕНАРИИ ОТНОШЕНИЙ Василий Перов «Охотники на привале»
НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ? Эффективная защита. Возможность совершенствовать качество Интересы авиа- перевозчиков Интересы страховщиков
В 2006 году на конференции РААКС был представлен доклад АЭВТ на тему: ЧЕГО ХОТЯТ АВИАКОМПАНИИ ОТ СТРАХОВЩИКОВ? ПРОШЛО ТРИ ГОДА. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
2006 – ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? 2006 – ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? 1.1. Взаимодействие при создании системы управления рисками +/- 2. Моделирование кризисной ситуации - 3. Расширение страхового покрытия (каско ВС) + / - 4. Необходимость модернизации Российского законодательства, регламентирующего требования по страховой защите авиаперевозчиков, пассажиров и третьих лиц + / - 5. Процедуры страхования при лизинге ВС + 6. Юридическая экспертиза договоров: лизинг, аренда, код-шеринг, наземное обслуживание, техническое обслуживание в части разделов «ответственность и страхование» - / + 7. Взаимодействие страховщика и страхователя при взыскании убытков с виновной стороны. Реализация прав регресса и суброгации + / - 8. Процедуры урегулирования убытков по претензиям пассажиров и третьих лиц + / -
АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ: что происходит? Количество авиаперевозчиков сокращается Объемы работ падают Реализуются программы сокращения издержек Частая смена «команд» - снижение профессионализма Фактор цены зачастую продолжает оставаться единственным критерием оценки страховой защиты Авиаперевозчики часто самостоятельно не в состоянии оценить страховой продукт, который предлагается страховщиком
АВИАЦИОННЫЕ СТРАХОВЩИКИ: что происходит? Количество страховых компаний, специализирующихся на страховании авиационных рисков начало превышать количество «живых» авиаперевозчиков Конкуренция на авиационном страховом рынке сводится фактически к конкуренции «фактора лоббирования» Часть страховщиков продолжают предлагать «неэффективные» методы тарификации страховой премии Оценка авиаперевозчика производится в основном только по трем параметрам: стоимость флота, объем перевозок и убыточность Качество продукта, как и качество сопутствующих услуг продолжают оставаться второстепенными факторами
ПОИСК КОМПРОМИССА Участие авиаперевозчиков в ежегодной Конференция РААКС Реализация «новой редакции Воздушного кодекса – ответственность перед пассажиром за вред жизни и здоровью»: Сформированы технологии урегулирования Выплаты осуществляются в срок Обеспечение ответственности перед пассажиром за неисполнение договора перевозки: Большинство авиаперевозчиков и страховщиков сошлись во мнении о неэффективности применения страхования для покрытия риска
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Страхование ответственности перед пассажирами за вред жизни и здоровью (Воздушный кодекс РФ) Законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за вред причиненный жизни и здоровью пассажира (все виды транспорта) Страхование ответственности авиаперевозчика перед пассажирами за неисполнение договора перевозки Пересмотр требований ВК РФ по страхованию ответственности перед третьими лицами и требований по страхованию экипажей воздушных судов.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ: IOSA V QMS - Система управления качеством V SMS - Cистема управления безопасностью полетов (SMS) Внедренная и работающая в авиакомпании СУБП – отличный критерий оценки риска страховщиками Кто может помочь: Брокеры Сюрвейеры Страховщики В наличии объективных критериев для оценки авиакомпании заинтересованы и перевозчики и страховщики: Для страховщиков: возможность понимать риски Для перевозчиков: возможность влиять на стоимость услуги
КОНЦЕПЦИЯ ПРИЧИННОСТИ АВИАПРОИСШЕСТВИЯ Регулирующие нормы Проф подготовка Техническое оснащение Защиты Происшествие Источник: Джеймс РИЗОН / МатериалыИКАО Траектория латентных (непрямых) условий Ошибки и нарушения Персонал Условия на рабочем месте Рабочее место Решения руководства и организационные процессы Организация
Состояние готовности АК к внедрению SMS Политика, Корпоративная культура по БП Мониторинг и управление безопасностью Обеспечение БП Политика Инспекция по БП Полномочия и ответственность Комитет по БП Группа экспертов по БП Показатели БП Система мониторинга Подготовка персонала Система внутреннего контроля за БП Система документов по БП План действий в случае аварийной обстановки ЭЛЕМЕНТЫ SMS Управление рисками Система сбора информации о БП Процедуры оценки риска Процедуры снижения риска Система конфиденциальных сообщений Организация и проведение расследований Источник: ICAO, а/к Волга-Днепр
АЛГОРИТМ SMS Контроль исполнения Оценка эффективности Выработка управленческих решений Выявление опасностей и определение рисков Оценка и ранжирование рисков Выработка и принятие управленческих решений Сбор информации об отклонениях в системе "Человек – Машина – Среда" Внешняя информация Экспертная оценка / Анализ пробелов Информация бортовых регистраторов Добровольные сообщения Материалы аудитов / материалы расследований Реализация управленческих решений Уклонение, снижение, передача, принятие риска Авиакомпания Внешние структуры Источник: а/к Волга-Днепр
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ – ОСНОВА SMS Учет опасностей и рисков Алгоритм управления рисками Взаимодействие со страховщиками при идентификации опасностей, выявлении рисков и их оценки
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ – ОСНОВА SMS Нужно четко понимать разницу между декларацией о внедрении SMS и ее внедрением. Декларационный вариант внедрения SMS не уменьшает риск, а возможно и увеличивает. Реально внедренная в авиакомпании SMS влияет на частоту и тяжесть инцидентов и, следовательно уменьшает риск. Авиакомпания внедрившая SMS вправе рассчитывать на более дифференцированный подход при оценке рисков со стороны страховщиков. Участие страховщиков в построении и внедрении SMS позволяет страховщикам оценить реальный уровень управления безопасностью в авиакомпании, а авиакомпаниям оценить способность и желание страховщиков учитывать SMS как фактор влияния на стоимость услуги
АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ И СТРАХОВЩИКИ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ 1.1. Взаимодействие при создании и внедрении системы управления безопасностью полетов 2. Изменение законодательства: взаимодействие с органами власти на основе здравого смысла и рациональности. Отказ от применения принципа «корпоративный интерес – превыше всего» 3. Создание системы профессиональной подготовки в области авиационного страхования (как для страховщиков, так и для страхователей» 4. Создание свода «лучшей практики» по организации страховой защиты и ее применение 5. Моделирование кризисной ситуации / совместная разработка планов действий авиакомпании в кризисной ситуации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ситуация во взаимоотношениях «авиакомпания – страховщик» в России далека от гармоничной. Мы можем находить компромиссы, руководствуясь здравой логикой, а не только корпоративными интересами