Роль проектной деятельности в новых образовательных стандартах «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них может сделать самостоятельно». Л. Выготский Учитель нач.кл. – Филимонова О. Г.
Цели и задачи: Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся; формирование информационной грамотности на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира. Задачи: 1. Формировать позитивную самооценку и самоуважение. 2. Формировать коммуникативные компетентности в сотрудничестве. 3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею. 4. Формировать умения решать творческие задачи. 5. Формировать умения работать с информацией.
Проектная задача Это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Задаёт общий способ проектирования с целью получения нового результата.
1 шаг – создание учебного сообщества (группы детей) Групповая работа позволяет: Эффективно организовать учебный процесс; Приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться; Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; Сочетать на уроке обучение и воспитание, строить деловые отношения детей, формировать УУД;
2 шаг – выработать правила работы в группах Не говорить всем сразу; Слушать и смотреть на говорящего; Перед работой договориться о том, кто что будет делать; Не спорить зря, а доказывать и объяснять; Стараться понять друг друга; Обращаться к говорящему лично; Общаться в группе вполголоса;
3 шаг – решение проектных задач по плану: Определение названия способа проверки Составление рассказа о способе проверки Иллюстрирование способа примерами Составление собственного задания для проверки усвоения способа Разработка критериев оценки усвоения способа Представление готового «продукта»
Проектная задача: Иллюстрированное наглядное пособие на тему «Способы проверки орфограмм» Где искать секрет?
Рассказ об одной ошибке
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными
Проекты в рамках курса «Математика» 1. Математические развлечения Игры с числами Конкурс математических развлечений Магические квадрат 2. Логические игры Шашки, шахматы, морской бой, крестики- нолики 3. Математика вокруг нас Числа в пословицах и поговорках единицы измерения в разных странах Числа в спорте Математика в раскрое одежды, в торговле, в строительстве, в кулинарии и др. 4. Шифры Способы шифрования Шифрование местонахождения Поиск сокровищ 5. Стратегии Стратегии в играх, спорте, в жизни, в рекламе, в военных действиях
Направления проектной деятельности в рамках курса «Окружающий мир» 1. Объекты и явления природы (минералы и горные породы, дикорастущие и культурные растения, грибы своей местности, домашние животные вокруг нас и т.д.) 2. Деятельность человека в природе (правила поведения, хозяйственная деятельность, местная экосистема ит.д.) 3. Организм человека (режим дня, рациональное питание мл. шк., источники шума вокруг нас, изменение частоты пульса, температуры тела ) 4. Игры народов России и мира 5. Семейная культура (моя родословная, рецепты домашней кухни, наш семейный альбом …) 6. Россия и мир на карте (имена родного края, история в названиях городов, рек, морей …) 7. Великие люди России и мира (музей моего земляка, памятники города, столицы, района, …)
Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение» 1. Малые жанры устного народного творчества (создание сборника пословиц, загадок, небылиц, потешек) 2. Сказки (создание сборника сказок об одном из животных; лепка (рисование) героев сказок; постановка спектакля) 3. Произведения русских поэтов (создание сборника стихов, аудио альбома) 4. Никто не забыт, ничто не забыто (малая конференция, сборники произведений, стенгазеты) 5. Моя Родина 6. Любимые писатели, герои, произведения (парад живых героев, драматизация, викторины)
Фоторепортаж
Ожидаемый результат: Видеть проблему; анализировать сделанное; видеть трудности и ошибки; Ставить и удерживать цели; Составлять план своей деятельности; Представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя самое главное и существенное; Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать и аргументированно отклонять точки зрения других;