ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Ермолова Вера Михайловна канд. псих. наук, доцент, Курский государственный университет, г. Курск
Актуальность стихийная инклюзия готовность субъектов образовательного процесса к интеграционным и инклюзивным явлениям необходимостью создания образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию всех категорий обучающихся, не зависимо от их психофизического состояния
Актуальность значение младшего школьного возраста в развитии системы социальных отношений; наличие индивидуально-психологических и индивидуально-типологических особенностей у детей с нарушением интеллекта и ЗПР, затрудняющих становление социальных связей (низкая активность в общении, дефицит коммуникативной функции речи и др.)
База исследования и характеристика выборки: Общеобразовательное учреждение. Экспериментальную группу детей составили 58 детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Среди них –72% детей с условно нормативным развитием, 16% с ЗПР и 12% – с психическим недоразвитием, которые обучаются в одной школе.
Обсуждение результатов: статус «непринятые» имеют дети с нарушением интеллектуального развития (95%). средне статусные члены группы (88%) и высока статусные (12%) – младшие школьники с ЗПР.
Количество опрошенных учащихся, отмечающих снижение настроения при необходимости начать общение с учениками специального (коррекционного) класса 1-ый класс – 32%, 2-ой класс – 24%, 3-ий класс – 27%. Вместе с тем, положительно относятся к сверстникам более половины детей с нормативным вариантом развития (67%).
Большинство обучающихся (87%) проводят своё время с детьми из специального (коррекционного) класса, половина из них (53%) отметили, что проводят его с ними 1- 2 раза в неделю, 20% учащихся – 3-4 раза в неделю, 13%- 5 раз в неделю и более.
Итоги: В оценках свойств обучающихся первого и второго классов проявляется четкая дифференциация отношений (дети оценивают сверстников либо крайне положительно, либо крайне отрицательно). Количество нейтральных оценок в отношении сверстников к детям с ОВЗ увеличивается только к третьему классу, что является позитивной тенденцией. Данный факт может быть обусловлен таким фактором, как влияние совместного социального и образовательного опыта на формировании системы оценок окружающей действительности младших школьников.
Перспективы: Профилактическая и коррекционная работа должна быть направлена на: формирование способности принимать другого человека и чувства толерантности у нормально- развивающихся младших школьников, развитие конструктивных форм поведения, навыков межличностного взаимодействия, и, в целом, позитивного социального опыта у детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.