Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического отдела МЦКО 2.«Работа с текстом языковедческой направленности в диагностике читательской грамотности в 10-х классах» Киселева Нина Анатольевна, методист экспертно-аналитического отдела МЦКО
Оценивание читательской грамотности обучающихся
IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – Международная ассоциация по оценке достижений в области образования, которая занимается организацией международных исследований качества образования. PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста», выпускники начальной школы (исследования проводятся с 2001 г. каждые 5 лет, ближайшее – PIRLS-2016). Международные исследования
PIRLS В исследовании оцениваются два вида чтения: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта; чтение с целью освоения и использования информации. Тест PIRLS состоит из двух текстов (художественного и информационного) и 12–16 заданий к каждому тексту (примерно 55% заданий с выбором ответа и 45% с открытым ответом). Время выполнения теста – 80 мин. с перерывом. Российские учащиеся продемонстрировали высокие показатели как при чтении художественных, так и при чтении научно-популярных текстов.
Международные исследования Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» Грамотность чтения Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность
Результаты стран по читательской грамотности (PISA-2012), Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Анализ результатов читательской грамотности Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS-2011 и PISA-2012)
Диагностика МЦКО грамотности чтения 17 декабря 16 декабря класс 1 художественный текст, 1 научно-популярный текст 10 класс 1 информационный текст языковедческой направленности, 1 текст естественнонаучного содержания % выполнения заданий к естественнонаучному тексту % выполнения заданий к художественному тексту Дополнительные методические вебинары по формированию читательской грамотности!
Художественный текст слов 10 заданий (6 ВО и 4 ОО) Текст естественнонаучного содержания 500 слов, графика 11 заданий (4 ВО и 7 ОО) Распределение заданий по группам контролируемых УУД КОДКонтролируемые УУДЧисло заданий % заданий в работе Художественный текст Естественнонауч ный текст 6.2 Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач 1110 Всего Время выполнения работы – 60 мин. Диагностика читательской грамотности в 4-х классах
Демонстрационный вариант диагностики читательской грамотности (4 класс, 2015 г.)
Ответы на задания с ОО записываются на обратной стороне бланка Обратная сторона бланка имеет разлиновку и содержит таблицу для заполнения Ответы должны быть краткими
Диагностика читательской грамотности в 10-х классах Текст Кол-во заданий Тип задания Кол-во баллов ВОКОРО Языковедческой направленности (600 слов) Естественнонаучного содержания ( слов, составной текст, графическая информация) Вся работа Время выполнения работы – 90 мин. Распределение заданий диагностической работы по частям работы и типам заданий
Диагностика читательской грамотности в 10-х классах Распределение заданий по группам контролируемых УУД КОДКонтролируемые УУДЧисло заданий % заданий в работе (10 классы) % заданий в работе (4 классы) Языковедчески й текст Естественно научный текст 6.1 Осуществлять поиск информации Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач Всего
Спасибо за внимание!