СЕМИНАР г. ОБОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Савельева Т.Г
Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может ббыть в прошлом, а для настоящего являться передовым. Опыт может ббыть в прошлом, а для настоящего являться передовым. образовательная Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты. Передовой педагогический опыт – это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности.
Что может ббыть опытом? - алгоритмы учебных действий по предмету; - технология урока или элементы технологии; - авторская программа (учебного курса, воспитательная); - система методических приемов (например, набор упражнений и др.); - эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); - реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); - эффективная система оценки знаний и др.
Передовой педагогический опыт нужно рассматривать в двух смыслах: В широком смысле - это мастерство преподавателя, которое обеспечивает высокое качество знаний учеников, уровень их воспитанности и развития. В узком смысле -это такая практика преподавателя, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны (т.е. новаторства).
Передовой педагогический опыт должен ббыть источником решения педагогической проблемы. Возможные насущные проблемы: - низкое качество знаний; - слабая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития специальных предметных компетенций; - осуществление дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании знаний, умений, навыков учащихся по различным предметам; - слабая мотивация на получение дополнительного образования.
Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Критерии обобщения педагогического опыта: Актуальность Научность Результативность Новизна Стабильность Оптимальность Перспективность
Это соответствие: потребностям школы; региональной образовательной политике; идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; профессиональным интересам определенных категорий преподавателей. Это решение: актуальных задач общества; образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области музыкального образования, интересов личности учащегося. 1. Актуальность
2. Научность, соответствие достижениям науки Это соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования. 3. Результативность Это соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться: в уровне обученности учащихся; в уровне воспитанности учащихся; в личностном развитии учащихся; в совершенствовании методической деятельности.
4. Новизна Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться: в комбинации элементов известных методик или модификации одной; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
6. Оптимальность Это достижение наилучших результатов в учебно- воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени преподавателей и учащихся. 7. Перспективность, практическая значимость Это возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта. 5. Стабильность Это устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся на протяжении определенного времени.
КАК РАБОТАТЬ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Определение и формулирование сущности опыта, его ведущей идеи Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения. 2. Выделить главное, наиболее существенное в педагогической деятельности автора опыта. 3. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
4. Сформулировать тему, актуальную для преподавателя и для современного образования на данном этапе работы. 5. Изучить методическую и научную литературу по выбранной теме. 6. Изучить Положение об обобщении передового педагогического опыта. 7. Рассмотреть термины и понятия, использованные в Положении. 8. Написать методическую работу (разработку) по выбранной теме с использованием собственного опыта. 9. Составить приложение: сборник, конспекты уроков, учебное пособие, программу по учебному предмету и т.д. 10. Заполнить информационную карту.
Система работы преподавателя – это основной раздел описания педагогического опыта. a)Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, новизна опыта, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте. б) Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно- воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами (алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Дессиминация педагогического опыта (механизм его внедрения и распространения) Диапазон опыта Это отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа» и т.п. (в другой литературе носит название – внедренческий) Трудоемкость опыта. Это временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.
Этапы обобщения передового педагогического опыта: Первый этап: - отправить заявку в установленные в Положении сроки; - подготовить и отправить пакет материалов, предусмотренных в Положении: информационную карту, методическую работу, приложение.
Второй этап: - подготовить открытый урок с подробным самоанализом; - подготовить творческий отчет: открытый урок, сообщение о своем опыте, методическую выставку, презентацию программы по учебному предмету, сборника, учебного пособия, конспектов уроков (системы уроков) и т. д.
Описание опыта, системы работы преподавателя
Цель педагогического опыта Цель - для чего, Содержание - что, Методы и средства - как, Результат - какой. Схема: «Цель – задача – средства – технология – условия реализации – результат».
Уровень опыта по степени новизны 1)В комбинации известных методик, направленных на повышение качества знаний, умений, навыков учащихся; модификации учебно-методических комплексов и комплектов; повышение интеллектуального уровня учащихся; сохранение контингента и т.д.
2) В рационализации, усовершенствовании учебно-воспитательного процесса; культурно-просветительской деятельности школы; подготовки учащихся к творческой деятельности и т. д.
Основные противоречия, решаемые в этом опыте Определить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
Возможные противоречия: -между учебными задачами и уровнем развития ученика; -коллективом и личностью; -между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями; -стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса; -высокой конкуренцией среди образовательных и досуговых учреждений и др.
2) Основные компоненты системы работы Целевой компонент – это цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности, до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент – это смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельностный компонент - взаимодействие преподавателей и учащихся, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может 6 быть достигнут конечный результат.
Мотивационный компонент - общая доброжелательная атмосфера на уроке; - радость успеху ученика, создание ситуации успеха; - включение обучающихся в познавательную деятельность; - занимательность изложения содержания урока; - современные образовательные технологии; - эмоциональность и грамотность речи преподавателя; - познавательные игры; - применение мер поощрения или порицания; - наглядность; - раскрытие значимости учебного предмета.
Методы, использованные в этом опыте
Формы, использованные в этом опыте подготовка и проведение конкурсов, олимпиад; уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность -возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности. -формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами. -учебно-методические комплексы и методические пособия, используемые преподавателем. - материально-техническая оснащенность образовательного процесса.
Необходимые ограничения и запреты - нарушение морально-этических норм; - создание неблагоприятного морально- психологического микроклимата в коллективе учащихся; - унижение чести и достоинства учащихся; - нарушение санитарно-эпидимиологических норм и правил.
Результативность -Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). -Сделать анализ полученных результатов в деятельности преподавателя можно представлять в виде оценочных ведомостей, таблиц, схем, диаграмм, рисунков. -Раскрбыть динамику знаний, умений, навыков школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают преподавателю работать лучше.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!