Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна Шарикова Мария Александровна 141 группа 141 группа научный руководитель: научный руководитель: Мартиросян Елена Евгеньевна Мартиросян Елена Евгеньевна
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы помочь детям- сиротам с том, чтобы помочь детям- сиротам с депривацией адаптироваться в социуме.
Объект: младший школьник с депривацией в учебно - воспитательном процессе. Предмет: особенности работы учителя начальных классов с детьми с депривацией. Цель исследования: психолого - педагогическая помощь детям с депривацией.
Задачи: 1. Изучить современное состояние проблемы. 2. Уточнить основные понятия темы. 3. Установить причины депривации в младшем школьном возрасте, особенности проявления в начальной школе. 4. Изучить роль детско- родительских отношений; 5. Описать виды деприваций у младших школьников; 6. Обобщить полученные результаты, разработать рекомендации для учителя.
Гипотеза: Если знать причины депривации младшего школьника, то можно эффективно выстроить психолого-педагогическую помощь со стороны учителя. Если знать причины депривации младшего школьника, то можно эффективно выстроить психолого-педагогическую помощь со стороны учителя.
Проблема поднималась такими великими учёными как Р.Мертон, Э.Дюркгейм, З.Фрейд,И. Лангмейер, 3. Матейчек, К.Хаузер и многими другими. Р.Мертон, Э.Дюркгейм, З.Фрейд,И. Лангмейер, 3. Матейчек, К.Хаузер и многими другими.
Депривация-это (лат. deprivatio потеря, лишение) психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. (Википедия свободная энциклопедия) (Википедия свободная энциклопедия)
Виды депривации. 1. Психическая депривация 2. Эмоциональная депривация 1. Психическая депривация 2. Эмоциональная депривация 3. Сенсорная депривация 3. Сенсорная депривация 4. Социальная депривация 4. Социальная депривация 5. Двигательная депривация 5. Двигательная депривация 6. Материнская депривация 6. Материнская депривация
Практическая часть. Изучение особенности работы Изучение особенности работы учителя начальных классов в учителя начальных классов в работе с детьми из детского дома
Педагогический состав: 3 человека Всего детей: 37 человек Всего детей: 37 человек Девочек: 22 человека Девочек: 22 человека Мальчиков: 15 человек Мальчиков: 15 человек Детей из детского дома: Детей из детского дома: 5 человек (3 мальчика, 2 девочки)
Этапы исследования: 1.Диагностический. 1)Наблюдение за деятельностью учителя и анкетирование. 2)Изучение индивидуальных особенностей детей с детского дома.
2.Формирующий. 1)Организация разнообразных видов деятельности в классе, с целью создания условий для преодоления депривации и успешной социализации.
3.Итоговый. 1)Описание особенностей детей с детского дома. 2)Рекомендации учителей по работе с детьми с детского дома. 1)Описание особенностей детей с детского дома. 2)Рекомендации учителей по работе с детьми с детского дома.
2)Проведена диагностика особенностей детей начальной школы(9 человек). А) Метод анализа документов. Б) Тест ЭСЛ (эмоциональный статус личности). В) Методика Лесенка. Г) Анкета для учащихся 4 класса, с целью определения ведущего мотива.
На основе полученных данных выявлено 2 ребенка из детского дома, которые имеют признаки эмоциональной, сенсорной, социальной депривации. (приложение 3, сводная таблица, дети 8, 9).
Выводы об эффективности работы. Рекомендации. 1. Необходимо делать упор на личностную значимость труда. 2. Нужно проводить краткосрочную психотерапевтическую помощь. 3. Групповые и индивидуальные занятия с детьми, направленные на формирование социальных навыков и способствующие развитию эмоциональной сферы детей.
Выводы: Нужно создать условия для социализации и адаптации, личностного развития, эмоционального комфорта, психологической защиты детей через особые отношения, которые повышают самооценку. Учить решать материальные проблемы. Воспитывать трудолюбие через совместную деятельность. Нужно создать условия для социализации и адаптации, личностного развития, эмоционального комфорта, психологической защиты детей через особые отношения, которые повышают самооценку. Учить решать материальные проблемы. Воспитывать трудолюбие через совместную деятельность.