Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 год Зоя Анатольевна Томанова, к.б.н., доц., ГАОУ ДПО ЛОИРО
Назначение КИМ ЕГЭ Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму независимой оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием тестовых заданий – контрольных измерительных материалов – КИМ. ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ
Структура КИМ ЕГЭ 2015 года Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 40 заданий. Каждый вариант состоит из 2 частей, которые различаются формой и уровнем сложности. 1 часть состоит из 33 заданий: -25 заданий с выбором одного правильного ответ из четырех (один правильный ответ – 1 балл); -8 заданий с ответом в виде последовательности цифр.
Из 8 заданий -3 задания с множественным выбором (из шести ответов три правильных, три цифры в порядке нарастания). -4 задания на установление соответствия (шесть цифр). -1 задание на определение правильной последовательности процесса (цифры). Правильный ответ оценивается двумя баллами за каждое задание 26–33; если допущена одна ошибка – 1 балл, допущены две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов. Структура КИМ ЕГЭ 2015 года
Часть 2 экзаменационной работы содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. -1 задание (34)– практико- ориентированное (2 элемента ответа, максимально – 2 балла). -6 заданий (35 – 40), проверяют знания и умения по всем разделам школьной биологии. Три и более элементов ответа, максимальная оценка – 3 балла. Максимальное количество баллов за всю работу – 61 балл.
Система оценивания развернутых ответов 2 части КИМ ЕГЭ Задания части 2 оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от количества элементов ответа, полноты и правильности ответа. Часть 1 проверяется автоматически (компьютером). Часть 2 проверяется экспертной группой (учителя, преподаватели ВУЗов). Оценка проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.
Система оценивания развернутых ответов 2 части КИМ ЕГЭ Каждая работа экзаменуемого оценивается двумя экспертами независимо друг от друга. По результатам этих проверок выставляются баллы за каждый ответ (максимальные из двух проверок в пользу экзаменуемого). В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами (на 2 и более балла), назначается третья проверка.
Система оценивания КИМ ЕГЭ Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в вузы и сузы, подсчитываются по 100-бальной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы
Продолжительность работы На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Примерное время на выполнение отдельных заданий: -Для каждого задания части 1 – 1-5 минут; -Для каждого задания части 2 – минут.
Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ Содержание экзаменационной работы по биологии определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования – базовый и профильный уровень Приказ Минобразования России от
КИМы ЕГЭ проверяют освоение выпускниками ОУ знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения»; «Бактерии. Грибы. Лишайники»; «Животные»; «Человек и его здоровье»; «Общая биология». В работе преобладают задания по разделу «Общая биология». Содержание КИМов ЕГЭ
Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков 1. Биология – наука о живой природе 2. Клетка как биологическая система 3. Организм как биологическая система 4. Система и многообразие органического мира 5. Организм человека и его здоровье 6. Эволюция живой природы 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Уровень сложности Количество заданий Максимальный балл % максимального балла БАЗОВЫЙ 18 19,5 ПОВЫШЕННЫЙ ,7 ВЫСОКИЙ 72032,8 ИТОГО Распределение заданий по уровню сложности
Структура КИМ ЕГЭ 2015 года Основным критерием для отбора заданий служили их статистические характеристики и уровень сложности в соответствующих интервалах: базового уровня – 60–85%; повышенного уровня – 30–60%; высокого уровня – 5–30%. Это обеспечило равноценность и объективность заданий, параллельность всех вариантов, соответствие экзаменационных вариантов спецификации КИМ.
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. Задания с выбором 1 правильного ответа 1Биология как наука. Методы познания живой природы. Основные уровни организации. Б 2Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции. Б 3Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза. П
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. Задания с выбором 1 правильного ответа 4Жизненный цикл клетки. Хромосомный набор клетки. Деление клеток. П 5Организм. Онтогенез. Воспроизведение организмов. Б 6Основные генетические понятия. Закономерности наследственности. Генетика человека. Б
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. 7Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Б 8Селекция. Биотехнология. П 9Классификация организмов. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Б 10Царство Растения. Покрытосеменные растения. Строение, жизнедеятельность, размножение. Классы покрытосеменных. Б
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. 11Основные отделы растений. Особенности строения и жизнедеятельности. Б 12Царство Животные. Одноклеточные (Простейшие). Основные типы и классы. беспозвоночных, их характеристика. Б 13Хордовые животные. Основные классы, их характеристика. Б
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. 14Человек. Ткани. Органы, системы органов: опорно- двигательная, покровная, выделительная. Размножение и развитие человека. Б 15Человек. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфообращения. Б 16Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. Витамины. Эндокринная система человека. Б 17Нервная система человека. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность. П
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. 18Гигиена человека. Факторы здоровья и риска. Б 19Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции. Б 20Вид. Популяция. Результаты эволюции: видообразование, приспособленность организмов. П 21Макроэволюция. Доказательства эволюции. Направления и пути эволюции. Происхождение человека. П
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. 22Экологические факторы. Взаимоотношения организмов в природе. Б 23Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы. Б 24Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере. Б
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2015 г ода и анализ результатов. 25Биологические закономерности. Уровневая организация и эволюция живой природы. П
Задания с множественным выбором 26Обобщение и применение знаний о клеточно- организменном уровне организации жизни. П 27Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке. П 28Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира. П
Задания на сопоставление 29Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно- организменном уровне организации жизни. П 30Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств. П 31Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека. П 32Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на популяционно-видовом и экосистемном уровне. П
Задание на последовательность 33 Установление последовательности биологических процессов П
Часть 2 Задания с развернутым ответом 34Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). В 35Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.) (по всем разделам) В 36Задание на анализ биологической информации (по всем разделам) В
Часть 2 Задания с развернутым ответом 37Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. В 38Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира. В 39Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. В
Часть 2 Задания с развернутым ответом 40Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. В
Результаты ЕГЭ 2015 года
Предмет Предмет Количество участников ЕГЭ Всего не набравших минимального количества баллов Всего по области Выпускники 2015 года Выпускники прошлых лет чел. % (от общего количества участников) чел. % (от выпуск- ников 2015) чел. % (от ВПЛ) Биология Биология ,72345,05813,11
Результаты
Спасибо за внимание!