Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства с использованием экспериментально – исследовательской деятельности Воспитатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Торбеевского муниципального района Дарькина Наталья Николаевна
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт; - научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. (Современный словарь иностранных слов) - планомерное проведение наблюдения. (Краткая философская энциклопедия) - чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез т.п. (Советский энциклопедический словарь)
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков)
Экспериментирование Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования
Детское экспериментирование Формирование элементарных математических представлений
Цель - развитие познавательных интересов путем исследований и опытов. Задачи: - сформировать у детей представления об окружающей среде; - развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей); - поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
Картотека опытов и экспериментирования Техника безопасности на занятии по экспериментированию Схемы, карты Сборник занятий по экспериментированию
- безопасность; - мобильность; - достаточность; - доступность расположения;
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ -По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; -с объектами неживой природы; объектом которых является человек. - По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д. - По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные. - По причине их проведения: случайные, - запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. - По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), - систематические. - По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
-- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические. - По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые. -По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). -По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты). - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач. - По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
- беседы; - консультации; - собрания; - занятия; - круглый стол; - мастер класс ;