Воспитательные технологии в образовательной среде библиотеки и обеспечение психологической безопасности личности ребёнка Ковров Владимир Викентьевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета
Плохой ли, хорошей рождается птица, Ей всё равно суждено летать. С человеком же так не случится: Человеком Мало родиться, Им ещё надо стать. Э. Асадов
Основные результаты социализации Равнодушие или отношение к человеку как к средству для достижения своей цели Рост жестокости как черты характера Рост преступности, особо насильственной, корыстной и внешне не мотивированной Депатриотизм, утрата чувства Родины Равнодушие к созданию семьи, пробные браки, социальное сиротство Примитивизация художественных предпочтений Рост алкоголизма и наркомании Рост деструктивных проявлений в обществе (экстремизм, вандализм, девиации )
Понятие «образовательная среда» объединяет две содержательные характеристики: образование - сфера социальной жизни среда - фактор образования Образовательная среда - подсистема социокультурной среды Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка… Образовательная среда не есть нечто однозначное и наперёд заданное…
Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения». В.И. Слободчиков
Образовательная среда характеризуется категорией «со-бытийность общности» Со-бытийная общность – есть целостно- смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека. В. И. Слободчиков
Образовательная среда - психолого-педагогическая реальность, включающая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включённые в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно- коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребёнком психологической травмы
Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
Формы психологического насилия 3. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания) Эффект (от лат. effectus исполнение, действие): 1) результат, следствие каких-либо причин, действий; 2) сильное впечатление, произведённое кем-либо, чем-либо.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 2. Непризнание референтности образовательной среды Следствие: ребёнок отрицает ценности и нормы образовательной среды, стремится «покинуть» образовательную среду
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворённости в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: - эмоциональный дискомфорт; - нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; - неуважительное отношение к себе; - потеря личного достоинства; - нежелание обращаться за помощью, - игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; - невнимательность к просьбам и предложениям.
Психологическая безопасность состояние, характеризующее образовательную среду образовательной организации, фиксируемое через отношения её участников Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. Защищённость от психологического насилия; 2. Референтную значимость окружения; 3. Удовлетворённость в личностно-доверительном общении.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии И.А. Баева
Признаки ОС, способствующие позитивному развитию личности 1. Психологическая безопасность образовательной среды, рассматриваемая как: - состояние образовательной среды; - система межличностных отношений; -система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития. 2. Психологическая культура субъектов образовательной среды, включающая: - психологическую грамотность (минимум психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное поведение и социальное взаимодействие); - психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми; - зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает эффективное, безопасное, гуманное взаимодействие с людьми.
Структурная модель образовательной среды Психологически безопасная (партнерско- диалогическая) среда Либеральная среда Манипулятивно- авторитарная среда Попустительская среда Социально- психологическая умелость Социально- психологическая неумелость Личностно-эмоциональная незащищенность Личностно-эмоциональная защищённость
Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности. И.А. Баева
Технологическая модель ПБОС Здоровая личность Диалог Сотрудни -чество Референтная значимость Защищённость Удовлетво- рённость потребности в общении Отказ от насилия психологически безопасная с р е д а
«Трудное ли дело - воспитание?», спросили как-то А.С. Макаренко после лекции. Он, задумавшись, ответил: «Нет, воспитание – очень лёгкое и счастливое дело. Если оно … хорошо организовано». Трудное ли дело – воспитание?
Сколь важно воспитание взрослеющего человека? Воспитание – великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира. Я.А. Коменский Если не воспитать Человека, то лучше его не учить. Он меньше принесёт вреда Народная мудрость Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего Д.И. Менделеев Образование без воспитания не развивает, а разнуздывает и портит человека, ибо даёт в его распоряжение выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – начинает злоупотреблять И.А. Ильин
Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.
Профессионально-педагогическая позиция сотрудника библиотеки Позиция библиотекаря: Я Как организатор общения детей Как методист Как организатор познавательной деятельности детей Как библиотекарь - профессионал Как личность (индивидуальность) Как подчинённый Как коллега Как новатор Как творец Как аналитик собственной профессиональной деятельности Как общественный деятель
Прогрессивные идеи воспитания в современных условиях «Воспитание и наставление начинается с самых первых лет и продолжается до конца жизни». (Платон). Прогрессивные идеи: Гуманистическая парадигма воспитания; Идея «безусловного принятия» воспитанника с условием его дальнейшего развития; Идея «педагогической поддержки» воспитанника; «Педагогика свободы»; Деятельность – основа воспитания; Самоактуализация личности – цель воспитания; Личностно-ориентированный подход в условиях КТД; «Диалог культур» - основа воспитания.
Содержание воспитания «Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещённых умов и более добродетельных душ». К. Гельвеций
Пять «точек опоры» как цель воспитания и самовоспитания Е. Евтушенко: «…жажда точки опоры – одно из самых прекрасных качеств человека, если она … не зиждется на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие – такие точки опоры аморальны…». Природа Дело Люди Культура «Я» как ценность «Я» «Я» - ? «Мир» - ?
Круг социокультурных ОТНОШЕНИЙ, определяющих СОДЕРЖАНИЕ воспитания: К Родине патриотическое В. К обществу гражданское В. К нормам права правовое В. К нормам морали нравственное В. К познанию умственное В. К труду трудовое В. К культуре эстетическое В. К экологии экологическое В. К другим нациям интернациональное В. К физич. культуре физическое В. К …………………...………………. В. К себе самому самовоспитание Отношение Виды воспитания:
Три «кита» воспитания Парадокс: …Воспитать человека… нельзя!? Можно (и нужно!) создать условия для его саморазвития! Три «кита»: Само Деятельность (КТД) воспитание управление 1)В системе детского самоуправления; 2)В детских движениях, объединениях, организациях.
Детский коллектив как малая социальная группа Виды социальных групп: Диффузная группа Диффузная группа Ассоциация Кооперация Корпорация Коллектив Признаки коллектива: общественно значимая цель; общественно полезная деятельность; отношения взаимной ответственности и взаимного подчинения; актив и органы самоуправления; общая система требований; традиции (отношений и общих дел); взаимодействие с другими коллективами; общая история развития.
Воспитывающая деятельность – деятельность детей, в которой проецируются позитивные отношения к окружающей жизни. «Каждый ребёнок хочет действовать. Каждый ребёнок хочет быть во взаимоотношении. Вокруг захватывающий мир для исследования. Эти три представления являются основными для работы с детьми». М. и Р. Снайдер
Проект социокультурной просветительской программы «Сказочный мир» УЧРЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ Союз женщин России Камерный музыкальный театр «Эль Арт» В фестивале принимают участие 4 московских театральных коллектива: Московский театр «Театральный особняк» Камерный музыкальный театр «Эль Арт» Московский детский музыкальный театр «Экспромт» Московский театр кукол, теней и актера «Отражение».
« Театр это та кафедра, с которой очень много можно сказать миру» Н.В. Гоголь «….. театр единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа». М. Твен «Библиотека плюс театр замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей. Русский педагог О. Галахова
Театр всем детям Театр любимой книги Лето в городе Театральный абонемент Театральная неотложка Каникулы в Пикалево Проекты программы
Воспитательная технология – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель. Педагогическая технология – системное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно- воспитательного процесса. В.П. Беспалько
Воспитательная технология включает: Цели Задачи Методы (приемы, способы) Средства Формы
Организация личностно- ориентированной КТД Сущность КТД: ДЕЛО – как забота о людях; КОЛЛЕКТИВНОЕ – совершается сообща; ТВОРЧЕСКОЕ – представляет собой непрерывный поиск лучших решений. (И.П. Иванов). Главные черты КТД: Совместно-разделённая деятельность детей и взрослых; Игровая инструментовка; Коллективный и творческий характер; ЧТП (чередование творческих поручений); Личностная ориентированность.
Этапы КТД Приёмы КТД 1 – Этап задумки, накопления идей, определение цели и задач, принятие их каждым участником. 2 – Этап начальной организации: отбор идей, выборы «Совета дела», определение задач и функций каждого, в т.ч. гостей… 3 – Этап оповещения, доведение идей и содержания дела до всех. 4 – Этап распределения поручений, творческого деления на группы. 5 – Проведение самого дела: сбор гостей, торжественное начало, основная часть, завершающая часть. 6 – Этап подведения итогов. -«мозговой штурм», «продажа идей», «творческая копилка»…; - коллективное обсуждение, принятие решений, голосование; - Необычные афиши, театрализация, костюмированное приглашение, билеты и письма, создание ситуации ожидания; - жеребьёвка, личные предложения, подготовка атрибутики, бутафории, костюмов, музыкального, видео-, кинооформления; - Эпиграфы, представления гостей; творческий «зачин»; основное содержание; завершающие ритуалы; - а) вместе с детьми; б) педагогический анализ.
Личностная ориентированность КТД Постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо – нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?». Право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких – нет. Подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности. Подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятый. Признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников. Возможность разработки альтернативных проектов и дел. Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные.
Максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников. Акцент на добровольность участия во всех делах. Направленность общих дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»); Сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий. Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды. При анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и другие. Таким образом, в современных условиях КТД выполняет две задачи: 1) развивает отношения в коллективе; 2)позволяет взрослому помогать детям в их развитии и самоактуализации.
Организационные формы воспитания Р. Роллан: «Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания». Понятия: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» (в методике КТД). Многообразие форм ВП: простые и сложные; кратковременные и длительные; групповые и коллективные (разные); традиционные и творческие; стихийные и организованные; регулярные и эпизодические; воспитание «крупными дозами»; интегрированные формы,
«Малые» форма воспитательной работы «Малая» форма воспитательной работы – это форма взаимодействия педагогов и воспитанников в структуре специально организованного процесса воспитания. «Малые» формы – это не воспитательные мероприятия в традиционном смысле слова, а воспитательные события (эпизоды, рефлексивные акты), направленные на решение конкретных педагогических задач, не требующие длительной организационной подготовки для проведения.
Признаки технологии «малой» формы воспитательной работы Кратковременность. Фрагментарность. Ситуативность. Мобильность. Оперативность. Конкретность. Многообразие и вариативность малых форм воспитательной работы позволяют сделать воспитательный процесс более индивидуальным, дифференцированным, отвечающим многочисленным запросам субъектов образовательного процесса.
«Малые» формы воспитательной работы: не направлены на решение глобальных задач процесса воспитания, ориентированы на пропедевтику и решение психолого-педагогических частных задач в режиме «здесь и сейчас», являются или неотъемлемой структурной частью крупных форм и технологий процесса воспитания в школе или их копией в миниатюре.
Алгоритм подготовки и проведения различных форм воспитательной работы: 1. Определение цели и задач. 2. Выбор формы, определение жанра и названия мероприятия. 3. Создание психологического настроя, состояния ожидания. 4. Предварительная подготовка. 5. Элементы проведения ВМ: начало («зачин»); содержательная часть; аккордно-финальная часть; 6. Психолого-педагогический анализ на 2-х уровнях: вместе с детьми; осуществляемый педагогами- воспитателями.
Примеры творческих форм воспитательной работы: «Пять минут с одним…(стихотворением, музыкальным или художественным произведением, значимым предметом…)»; Интеллектуальный (музыкальный, этический, психологический…) аукцион; Публичная лекция; Сократовская беседа; «Научная конференция»; Ролевые игры; Открытый микрофон; Дискуссионные качели; Философский стол; Конкурс «смешариков»; Разговоры при свечах; День Гения (события…); «Круглый стол с острыми углами»; Фотокамера смотрит в мир; Сюрпризы дружбы «Арбузник»; Уроки культуры поведения…
Идеи и приёмы конструирования малых форм воспитательной работы Разные приёмы: «Конверт откровений» «Трудное Чтение» Стихи и Художественная проза «Интервью» с интересным, великим, умным человеком Анализ афоризма, пословицы… Экспресс- опрос Сказки, легенды, предания, притчи, басни… Неоконченные предложения, рассказы, сочинения… Этические и психологические упражнения, игры, задачи… Упражнения-откровения (из конверта) Биографии, истории жизни и опыта великих людей Рефлексия Дискуссии Тесты
Главное в воспитании – это воспитание человека счастливого Счастье - «…такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения…» Кон И.С. Словарь по этике. Ты понял жизни цель: Счастливый человек, Для жизни ты живёшь. А.С.Пушкин И. Сельвинский: «Я – человек счастливый Я могу чужое горе переплавить в радость»
Вместо заключения… Ребёнок, дети, детство… Есть как бы две жизни: одна – важная почтенная, а другая – снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин… Нет! Дети составляют большой процент человечества… Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека. Сто детей – сто людей, которые не когда-то там, не ещё… не завтра, а уже сейчас… люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний. Я. Корчак