Елена Александровна Певцова, доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор
«Обучая, мы учимся сами» Среди ученых существует немало дискуссий в отношении того, каким должен быть современный преподаватель права и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств. Деполяризацию всех суждений можно представить позициями В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится».
Методика полимодального воздействия Главное – обеспечить формирование и развитие разных каналов восприятия юридической информации: Слуховой – аудиальные средства (быстро усваивается только на основе положительных эмоций, благоприятного психологического климата) Зрительный – визуальные средства (запоминаются итоговые и начальные фразы; схемы, таблицы) Кинестетический – деловые игры. передвижения во время занятий Недопустимо доминирование одного метода более 20 минут на занятии, важен индивидуальный подход и выстраивание обучающей дорожной карты и успешности образовательной траектории каждому
Новые требования ФГОС: формировать компетентности, главное –результат; внедрять активные формы обучения, развивающие интеллектуальную деятельность: Требует умений: самостоятельно работать с информацией самому создавать новые знания творчески использовать образовательный и профессиональный потенциал
Основные заблуждения 1. Активное и интерактивное обучение осуществляется только с использованием компьютерной техники социально-психологический тренинг в изучении дисциплин Психология самопрезентации и Психологический практикум (а социально-психологический тренинг в изучении дисциплин Психология самопрезентации и Психологический практикум ?)
Основные заблуждения 2. Традиционные формы и методы обучения не могут быть активными и интерактивными формы: лекция( а лекция-диалог?), семинар; метод разрешения юридических конфликтов
Основные заблуждения 3. Развитие активного и интерактивного обучения в вузе может осуществляться только через освоение новых методик. (новое - (новое - это часто старое) хорошо забытое или утраченное старое)
Позитивная альтернатива К освоению новых форм и методов – через трансформацию имеющегося методического инструментария в интерактивный и активный : лекция-диалог, лекция-диалог, семинар-дискуссия, семинар-дискуссия, метод кейсов метод кейсов
В современной России выделяют пять категорий педагогов-правоведов: 1. Педагоги-новаторы. Так мы определили преподавателей, вносящих новизну во все элементы педагогической системы (0,8% по отношению к общему числу.) Их деятельность связана с введением инноваций в образовательных учреждениях 2. Творческие преподаватели (20%). Вносят новизну в способы профессиональной деятельности. Изменения методических приемов, способов обучения студентов доминируют в профессиональных способностях этой категории педагогов. 3. Большинство преподавателей (62%) отнесены к категории добросовестно работающих. Их роль не менее значима при переходе от традиционной модели функционирования образования к инновационной. 4. Педагоги-формалисты, составляющие 15% педагогов, как правило, отторгаются новой системой обучения и оказываются неспособными работать в инновационном режиме. 5. Случайные люди 2,2%.
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание, просмотр видео ) Индивидуальные (чтение документа или другого текста)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА недостаточно источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) отсутствие времени для поиска информации большое количество обучающихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения отсутствие у обучаемых базовых знаний фундаментального характера по рассматриваемым вопросам
Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Экономия времени Снижение мотивации Любое количество обучаемых Низкий уровень вовлеченности Не требуется дополнительных ресурсов Сужение источников информации Простота оценивания Отсутствие индивидуального подхода Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные (индивидуальные вопросы и комментарии мозговой штурм) Общие или командные (консультирование при подготовке проекта, беседы, общие дискуссии) Групповые (вопросы от группы)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность ведущего в рассматриваемых вопросах Однородность группы обучающихся по интересам, опыту, уровню подготовки
Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивации Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практику Ограниченное число обучающихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Групповые (работа в группе) Общие или командные (обмен информацией, выработка общего решения)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп
Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивации Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практику Ограниченное число обучающихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности
В современной системе образования преподаватель – это тьютор. Результат индивидуализации и тьюторского сопровождения – это личность: Умеющая принимать самостоятельные и ответственные решения Умеющая убеждать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания и жизненный опыт Отвечающая за свои слова, действия, поступки Умеющая оценить ситуацию, выявить суть проблемы и найти пути её решения Отвечающая за собственную жизнь и жизнь своей страны Способная к самореализации, к общению с людьми Умеющая планировать, организовывать, прогнозировать результаты своей деятельности и деятельности окружающих Достигающая поставленных целей
Активные формы обучения