Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Теремок» с. Александровское Старший воспитатель Гельверт О. К. Май 2015
Правила
Требования к развивающей предметно- пространственной среде в соответствии ФГОС ДО
Роль предметно- пространственной развивающей среды в развитии детей Организующая функция Воспитательная функция Развивающая функция
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии 2. Принцип активности 3. Принцип стабильности-динамичностьи 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов 6. Гендерный принцип 7. Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка 8. Принцип информативности 9. Принцип полифункциональности 10. Принцип педагогической целесообразности 11. Принцип трансформеруемости
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформероваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В них должны быть: сборно-разборная мебель; игрушечная мебель; емкости для хранения игрушек; игрушки; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформеруемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования; Использование игровых столов сложной конфигурации; Мебель-трансформер; Использование вертикальных разделителей; Кукольный театр; Костюмерная; Игрушки-заменители.
Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно- ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам; Место отдыха; Место уединения. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития». Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие: игровых зон; зон уединения; современных игрушек; развивающих игр; дидактического и демонстрационного материала; материала для продуктивной деятельности; атрибутики для творческой деятельности; уголков экспериментирования; уголка природы; логопедического уголка; фонотеку, видеотеку; спортивного инвентаря и оборудования и т. д.
Предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; (обсуждение, запись предложений воспитателей) Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
Предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.
Позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Обеспечивает возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Модель организации развивающей среды Принцип дистанции позиции при взаимодействии Принцип активности Принцип стабильности - динамичность и Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип педагогической целесообразности Принцип трансформер уемости Принцип сочетания привычных и неординарных элементов Гендерный принцип Принцип информативности Принцип этапности и учета возрастных особенностей Принцип полифункциональности
Создать такую среду в образовательной организации, чтоб дать возможность стать детям счастливыми, чтоб они могли заглянуть в огромный неопознанный мир, помочь дошкольнику быть более свободным и открытым, дать возможность самоутвердиться и реализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку и позволить ребенку понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются и ценят его индивидуальность.