Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке)
Дидактика Новой Педагогики Традиционная система классов, курсов, расписания и оценок Гибкие, ориентированные на запрос учащихся, формы обучения
ЧТО МЕНЯЕТСЯ? Традиция - было Учитель Учебный материал Ученик Инновация -ФГОС Ученик Среда/пространство Учитель
новое содержание образования (уровни) +введение интегрированных предметов (мета предметов) проектирование образовательной (социокультурной, пространственно- предметной, информационно-образовательной) среды школы возможность выбора программ организация учения старшеклассника обеспечение формирования универсальных учебных действий обеспечение индивидуализации процесса обучения НОВОЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
273-ФЗ ПРИОРИТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ст.34. 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение Индивидуализация -Сетевое образование -Открытое образование
Cистемно-деятельностный подход – основа индивидуализации в условиях старшей школы Новая задача педагога Индивидуализация обеспечение условий для реализации индивидуализирован ной учебно- познавательной деятельности старшеклассника в урочной и внеурочной работе. развитие и образование школьника на основе реализации индивидуального подхода как учета индивидуально- психологических особенностей старшеклассника, его образовательных потребностей и запросов.
ВЕКТОР - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Обучение по ИОТ (ИОП, ИУП), в том числе увеличение доли самостоятельной образовательной деятельности через работу с открытыми образовательными ресурсами Образовательная логистика ( группы сменного состава, нелинейное расписание) Инновационные образовательные практики (исследовательская деятельность, моделирование, конструирование, социальные проекты и практики, учебные проекты и практики, профессиональные практики и пробы)
Учебно-познавательная деятельность это деятельность ученика, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных учебных действий; ориентация на систему значимых ценностных отношений «я-мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.
ПРИЗНАКИ реализации индивидуального подхода (1) Учет результатов диагностики при конструировании всех форм взаимодействия с учеником. Согласование целей и задач. Рефлексивность действий. Оценочность действий. Включение учеников в коррекцию своих западающих УУД (реализация принципа сознательности обучения).
ПРИЗНАКИ реализации индивидуального подхода (2) Наличие ситуаций выбора. Возможность индивидуального самоопределения в учебной ситуации, при решении задачи. Возможность индивидуальной самореализации (выход на творчество). Персональность взаимодействия. Наличие и оперативность обратной связи с обучающимся.(средства фиксации обратной связи). Развитие мотивации обучающегося средствами учебного материала
Технология организации С/Р Преподавание I. ПодготовительныйII. ЦелеполаганиеIII. КонсультированиеIV.Контрольно-оценочныйV. Аналитический Учение Целеполагание ученика Деятельность как последовательность действий Контроль и оценка Рефлексия ученика Согласование Образ. запрос Результат Согласование
Поиск метакогнитивных стратегий Вопросы к целям: Вопросы к планированию УПД: Какой может быть цель изучения данного материала? Какую из предложенных целей, ты выберешь для себя? С какой целью ты это будешь делать? Какую форму для выполнения задания ты предпочитаешь: индивидуальную, в паре, в группе? Какой метод изучения темы для тебя будет самым лучшим: прослушать объяснение, прочитать текст в учебнике, провести самостоятельное исследование? Для получения информации ты можешь использовать материал на СД-диске, учебник, Интернет, статью в журнале? Что ты предпочитаешь? В какой последовательности ты планируешь эту работу?
Поиск инструментальных средств Учебный элемент Не знаю ЗнаюПонимаю Могу объяснить другим людям
Разработка диагностических материалов и методик. (О.А.Исакова) Критерии и показатели готовности школьника к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории (самооценка школьника) Критерии Показатели Когнитивный Знание своих интересов Знание своих способностей Знание своих индивидуальных качеств Владение способами самодиагностики Мотивационно- ценностный Наличие познавательного интереса Отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым направлением. Деятельностно- практический Проявление волевых усилий в достижении поставленных образовательных целей
В.В. СПИВАКОВСКИЙ Идея метапредметности
ВЫВОД: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Базовая институциональная форма: (школа индивидуального образования) индивидуальная образовательная программа Ролевая матрица: (учитель – ученик) тьютор/коуч/фасилитатор/модератор/социальн ый продюсер – учащийся с ИОП Базовые процессы: УПД (учение), социализация, образовательная рефлексия, образовательная коммуникация, проектирование