Фортепианный концерт Грига Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и, вместе с тем, одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.
Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей: I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll); II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает прекрасный мир северной природы (Des-dur); III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a- mollA-dur).
Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: главная тема сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных инструментов. Она внутренне контрастна. Ее первый элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll– C-dur ).
Второй элемент отличается романтической устремленностью и широкой распевностью. Он основан на восходящей секвенции. Экспрессия восходящих тритоновых ходов усилена острой гармонией вводного септаккорда (в противовес тонально- гармонической устойчивости первого элемента).
Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.
В финале концерта господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного холдинга, полного силы и энергии. Это – главная тема рондо- сонатной формы, повторяемая несколько раз. Она определяет эмоциональную атмосферу экспозиции и репризы.
Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur. Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A- durе (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития всего сочинения.
Лирические пьесы Эдварда Грига
Лирические пьесы отражают тему родины, которую Григ так любил и почитал. Тема Родины звучит в торжественной «Родной песне», в спокойной и величественной пьесе «На родине», в жанрово-лирической сценке «На родину», в многочисленных народно- танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые зарисовки. Эта тема продолжается в великолепных «музыкальных пейзажах», в своеобразных мотивах народно- фантастических пьес («Шествие гномов», «Кобольд»).
Особенности стиля «Лирических пьес» и их содержание разнообразны. Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к картинности, широкой, контрастной композиции («Шествие гномов»,«Гангар», «Ноктюрн»).
В одних пьесах слышна тонкость камерного стиля («Танец эльфов»), другие сверкают яркими красками, впечатляют виртуозным блеском концерт насти («Свадебный день в Трольхаугене»).
Художественную цельность циклу придаёт принцип программности. Каждая пьеса открывается заголовком,определяющим её поэтический образ, и в каждой пьесе поражает простота и тонкость, с какими воплощается в музыке «поэтическое задание». Уже в первой тетради «Лирических пьес» определились художественные принципы цикла: разнообразие содержания и лирический тон музыки.