На пути к ГИА (работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к ГИА)
Если я знаю, следовательно, я умею, Если я знаю, следовательно, я умею, Если я умею, значит, я не боюсь Если я умею, значит, я не боюсь
Подснежник – первенький, крохотная капля голубого неба, первовестник, украшение жизни Подснежник – первенький, крохотная капля голубого неба, первовестник, украшение жизни
Малюсенький, почти без запаха, запах пробуждающейся жизни, трепетно радостный, простой и откровенный Малюсенький, почти без запаха, запах пробуждающейся жизни, трепетно радостный, простой и откровенный
1. Какой раздел лингвистики раскрывает содержание высказывания? 2. Как вы понимаете его? 3. Приведите 2 примера из текста в качестве аргументов. АНАЛИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛИНГВИСТА Прочитайте высказывание ученого, проанализируйте его по плану:
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов», - считает А.А. Зеленецкий «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете», - утверждает Лев Васильевич Успенский «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», -писал Константин Георгиевич Паустовский
ПРИМЕР РАССУЖДЕНИЯ ПО ВЫСКАЗЫВАНИЮ А.А. ЗЕЛЕНЕЦКОГО Я считаю, что в этом высказывании Зеленецкий рассуждает о лексических явлениях языка, а именно – об эпитетах. Высказывание А. Зеленецкого можно прокомментировать следующим образом: эпитеты усиливают, подчеркивают какое- нибудь характерное качество предмета. Так, в тексте автор использует эпитет «могучие» запахи (кореньев) для того, чтобы читатель воочию мог почувствовать запах оттаявших корней растений и деревьев. А эпитет «счастливый» (смех) удивительно точно передает настроение Ивана Иваныча.
ПРИМЕР РАССУЖДЕНИЯ ПО ВЫСКАЗЫВАНИЮ ЛЬВА ВАСИЛЬЕВИЧА УСПЕНСКОГО Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве лексики и грамматики. Словом можно лишь назвать предмет, его признак, действие. И только при помощи грамматики удается создать связное высказывание. Так, используя прием синтаксического параллелизма в предложении 23, умело соединяя самостоятельные и служебные части речи, автор рисует картину ранней весны. В предложении 9 четыре слова из десяти – глаголы («остановился и смотрит, смотрит... и нюхает»). Соединенные попарно глаголы, выступающие в качестве однородных членов, не только передают действия героя, но и помогают увидеть такое качество Ивана Иваныча, как наблюдательность.
ПРИМЕР РАССУЖДЕНИЯ ПО ВЫСКАЗЫВАНИЮ КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО Я думаю, что в этом высказывании К.Г. Паустовский рассуждает о лексических явлениях языка, а именно – о богатстве, выразительности, точности русской речи. Действительно, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Обратимся к тексту русского писателя Г. Троепольского. Сколько слов и выражений использует автор для названия подснежника: «первенький», «первовестник», «крохотная капля голубого неба», отмечая неповторимую особенность цветка! Внутренний монолог Бима ( 17, 20) передает удивление (а где-то и возмущение) пса непривычным поведением хозяина.
Домашнее задание: Домашнее задание: сочинение С2 по вариантам сочинение С2 по вариантам