Синквейн как форма социально-педагогического взаимодействия с родителями. Колесникова Валентина Васильевна – заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МДОУ «ЦРР – д/с 98» г. Магнитогорска
Что такое «синквейн»? В переводе с французского «синквейн» - «пять строк» - стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Почему выбрали форму «синквейн» Данная форма способствует развитию рефлексии, основанной на житейском опыте. Развивается способность резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления. Простота технологии позволяет родителям чувствовать себя увереннее, активно включаться в решение вопросов воспитания, обучения, развития детей.
Типология семьи Количественный и качественный анализ семей воспитанников ДОУ выявил: Контингент родителей с разными уровнями мотивационной готовности к сотрудничеству. Низкий уровень осознания психолого-педагогических знаний. Образовательный уровень родителей: - высшее образование – 50% - среднее специальное – 25% - общее среднее – 25% Возрастной ценз: - в возрасте до 25 – 7% - от 25 до 35 лет – 55% - свыше 35 лет – 38% Количество полных семей незначительно превышает количество неполных (51% и 49%) Дети, в основном, из семей рабочих (51%) и служащих (34%). Преобладает количество мальчиков (69%)
Технология использования синквейнов Схема написания синквейна Правила написания синквейна 1. Первая строка: Кто? Что? (1 существительное) 1. Записывается одно слово- существительное или местоимение это и есть тема синквейна. 2. Вторая строка: Какой? (2 прилагательных). 2. Записывается два прилагательных или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта по теме. 3. Третья строка: Что делает? (3 глагола). 3. Записывается три глагола или деепричастия, описывающих действия объекта. 4. Четвёртая строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов). 4. Размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. 5. Пятая строка: Кто? Что? (новое звучание темы) (1 существительное). 5. Слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.
Специфика синквейнов Синквейн позволяет педагогам определить понятна ли родителям доведённая до них психолого-педагогическая информация, усвоены ли ими важные, ключевые понятия, раскрывающие сущность информации. Синквейн помогает разрешать сложные ситуации при педагогическом общении с родителями, найти индивидуальный подход к каждому из них, установить взаимопонимание в различных подходах к вопросам воспитания и развития детей. Синквейн позволяет родителям вступать в диалогические отношения с педагогом, что способствует налаживанию социально-педагогических контактов, убеждает родителей в необходимости повышения психолого- педагогической культуры и подготовленности к общению с педагогом. Синквейн выступает эффективной формой снижения негативной оценки, подчас, даже обвинительной, действий, результатов поведения ребёнка.
Ожидаемые результаты Установление интимно-доверительных, положительных, эмоциональных отношений между родителями, детьми и педагогами. Согласованность действий педагогов и родителей, что позволяет установить возможность равноправного равнозначного партнёрства.
Примеры синквейнов 1. Ребёнок (тема). 2. Умный, подвижный. 3. Играет, трудится, шалит. 4. Самое дорогое в жизни. 5. Счастье. 1. Воспитатель (тема). 2. Мудрый, заботливый. 3. Развивает, помогает, любит. 4. Вторая мама для ребёнка. 5. Наставник. 1. Врач (тема) 2. Чуткий, внимательный. 3. Выслушивает, лечит, советует. 4. Очень хороший, настоящий доктор. 5. Профессионал. 1. Повар (тема) 2. Ответственный, изобретательный. 3. Варит, жарит, печёт. 4. Дока в своей профессии. 5. Кормилец.
Список литературы 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011г Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». 2. Гладкова, Ю.А. Технологии педагогического общения с родителями. //Справочник старшего воспитателя ДОУ. – –
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ