Технология развития критического мышления Творческая группа учителей под руководством Ибятовой Л.З. МБОУ СОШ 32 г.о. Самара
Наша творческая группа
Цели работы творческой группы : участники группы: умеют выделять особенности и принципы технологии; умеют выделять особенности и принципы технологии; называют этапы технологии и их функции; называют этапы технологии и их функции; владеют приёмами технологии; владеют приёмами технологии; осознают необходимость её внедрения в практику. осознают необходимость её внедрения в практику.
Авторы технологии: Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл Методологическая основа идеи: Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский Целевое назначение технологии - формирование таких гражданских умений и навыков, как: умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.
Признаки критического мышления Признаки поиск альтернатив; поиск альтернатив; использование аргументов при доказательствах и опровержениях; использование аргументов при доказательствах и опровержениях; критическое отношение к чужим и собственным мыслям; критическое отношение к чужим и собственным мыслям; готовность к самостоятельной работе; готовность к самостоятельной работе; наблюдательность; наблюдательность; стремление к всесторонней осведомленности; стремление к всесторонней осведомленности; открытость; открытость; стройность и цельность рассуждений; стройность и цельность рассуждений; умение выделять в тексте, факте основное. умение выделять в тексте, факте основное.
Дидактические особенности технологии обучение направленно на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин создаются условия для вариативности и дифференциации используется положительное стимулирование учеников формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении
Дидактические аспекты активность субъектов образовательного процесса; активность субъектов образовательного процесса; связь обучения с жизнью; связь обучения с жизнью; ценность личности; ценность личности; сотрудничество в обучении; сотрудничество в обучении; развитие навыков общения. развитие навыков общения.
Базовая модель технологии развития критического мышления. Рефлексия Осмысление новой информации или Реализация Вызов В основе технологии лежит следование трём фазам:
Приемы: Мозговая атака (парная или групповая). Ключевые термины. Перепутанные логические цепи. Свободное письменное задание. Разбивка на кластеры. Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У). Дерево предсказаний. Отсюда – сюда. Фаза ВЫЗОВА Задачи: актуализировать знания; пробудить познавательный интерес; помочь определить направления в изучении темы.
Фаза осмысления Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал; помочь соотнести старые знания с новыми. Приемы: Система маркировки текста I.N.S.E.R.T. Взаимоопрос. Взаимообучение. Разработки для самостоятельных занятий. Двойные дневники. Сравнительная таблица.
Фаза рефлексии Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал; помочь самостоятельно определить направления изученного материала. Приемы (зависят от приемов вызова) : Мозговая атака (парная или групповая). Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ, двойным дневникам. Маркировочная таблица. Техника подведения дискуссии. «Оставьте за мной последнее слово». Эссе. Графическая организация материала. Бортовые журналы. Синквэйн.
Типы уроков в технологии критического мышления 1. Работа с информационным текстом. 2. Работа с художественным текстом. 3. Взаимообучение. 4. Письмо. 5. Дискуссия. 6. Урок-исследование.
Область применения английский язык русский язык естествознание история искусство МХК экономика