Информационная безопасность детей в использовании Интернет-ресурсов. Классификация Интернет-угроз
Джон Шулер «Подросток в киберпространстве» Возможность самопознания Возможность самопознания Обретение большого количества контактов Обретение большого количества контактов Ощущение сепарации Ощущение сепарации Формирование ситуации успеха Формирование ситуации успеха Приобретение навыков в различных областях Приобретение навыков в различных областях Стирание международных границ для общения и обмена жизненным опытом. Стирание международных границ для общения и обмена жизненным опытом.
НА что «ловят» детей в Интернете? Увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз попробовали их купить – 28% Увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз попробовали их купить – 28% Готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети – 28% Готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети – 28% Периодически попадают на сайты для взрослых – 22% Периодически попадают на сайты для взрослых – 22% Без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье (место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей)- 17% Без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье (место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей)- 17% Отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх, не обращая внимания на их стоимость – 14% Отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх, не обращая внимания на их стоимость – 14% Пытались купить наркотики – 11% Пытались купить наркотики – 11%
Классификация Контентные риски Контентные риски Технические угрозы Технические угрозы Коммуникационные риски Коммуникационные риски Кибер-преступления Кибер-преступления Киберзависимость Киберзависимость
Контентные риски Контентные риски связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио-, видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы), содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию (насилие, агрессию, эротику или порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр.
Технические угрозы Вредоносные программы- это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов. Вредоносные программы- это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Коммуникационные риски Коммуникационные риски Незаконный контакт Незаконный контакт Киберпреследование Киберпреследование Интернет- дневники Интернет- дневники
Киберпреследования Троллинг Кибербуллинг
Кибербуллинг По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23 % пользующихся Интернетом детей в возрасте 9-16 лет становились жертвами боулинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19 %). По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23 % пользующихся Интернетом детей в возрасте 9-16 лет становились жертвами боулинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19 %).
Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой боулинга чаще одного раза в неделю, что значительно превышает показатели в других возрастных группах. Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой боулинга чаще одного раза в неделю, что значительно превышает показатели в других возрастных группах. В России каждый четвертый ребенок признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в Интернете. В России каждый четвертый ребенок признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в Интернете.
Особенности троллинга Анонимность Анонимность Невозможность вступить в прямой контакт Невозможность вступить в прямой контакт Существование исключительно в виртуальном пространстве Существование исключительно в виртуальном пространстве
Потребительские риски Онлайн-пиратство Онлайн-пиратство Кибермошенничество Кибермошенничество Азартные игры Азартные игры Хищение персональной информации с целью кибер мошенничества (фишинг). Хищение персональной информации с целью кибер мошенничества (фишинг).
Киберзависимость Игровая зависимость Игровая зависимость Тяга к виртуальному общению Тяга к виртуальному общению Веб-серфинг по Интернет Веб-серфинг по Интернет Финансовая потребность Финансовая потребность Киберсексуальная зависимость. Киберсексуальная зависимость.