Специальная оценка условий труда
2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " От 24 января 2014 г. 33 н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» вступил в силу с От 7 февраля 2014 г. 80 н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 436 н г. Москва "Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 549 н об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда Приказы Минтруда России
3 ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда О создании комиссии по рассмотрению апелляций на результаты прохождения аттестационного испытания на право выполнения работ по специальной оценке условий труда Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда Приказы Минтруда России
4 ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда НОВОЕ !
5 Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: * Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерению при проведении специальной оценки условий труда.
6 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА Оформляется в порядке, установленном Минтрудом России Декларация соответствия условий труда Ведет Роструд Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет С работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов Внеплановая специальная оценка условий труда Прекращение действия декларации Продление срока действия декларации еще на 5 лет ДА НЕТ
7 РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 1)сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, 2)перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов 3)карты специальной оценки условий труда 4)протоколы исследований и измерений идентифицированных вредных (опасных) факторов 5)протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты 6)протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных (опасных) факторов 7)сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда 8)перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда 9)заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда Отчет по результатам специальной оценки условий труда включает Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не считая периода временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или в командировке, периоды междувахтового отдыха
8 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; 13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их представления; 14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 15) оценки уровней профессиональных рисков; 16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; 13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их представления; 14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; 15) оценки уровней профессиональных рисков; 16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда фактических условий труда работников Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда фактических условий труда работников
10 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) определения судебных органов обращения органов исполнительной власти обращения работодателей, объединений работодателей обращения работников обращения профессиональных союзов, их объединений обращения иных уполномоченных работниками представительных органов обращения органов Фонда социального страхования Российской Федерации определения судебных органов обращения органов исполнительной власти обращения работодателей, объединений работодателей обращения работников обращения профессиональных союзов, их объединений обращения иных уполномоченных работниками представительных органов обращения органов Фонда социального страхования Российской Федерации
11 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА по заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, поданным непосредственно в орган экспертизы по представлению Роструда или его территориальных органов в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований в области специальной оценки условий труда В рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации Платно Бесплатно Разногласия по вопросам экспертизы качества СОУТ Минтруд России (с учетом требований Федерального закона от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
12 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДАДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный 48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый 20,0% оптимальный 10,0%
13 Дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации) Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3)Опасные условия труда (класс 4) Сокращенная продолжительность рабочей недели __ не более 36 часов Дополнительный оплачиваемый отпуск __7 дней Повышенный размер оплаты труда 4 %
14 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ И НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ предусмотрена ч.2 ст КоАП РФ Обязательная страховка Обязательная страховка штраф от 5 до 10 тыс. рублей Должностное лицо штраф от 60 до 80 тыс. рублей Юридическое лицо