Номинация « Лучшая методическая разработка внеурочного занятия» «Семья. Размышление на тему…» Тема семьи актуальна для каждого человека. Человек чувствителен к семейной атмосфере на протяжении всей своей жизни, в семье он ищет душевный комфорт и защищённость. Именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям, в ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. К сожалению, родителями не рождаются, ими становятся, и каждый родитель сам проходит школу своего становления. Практика показывает, что современный подросток не обладает умением взаимодействовать в родительской семье, не осознаёт важности настоящей собственной роли семьянина (роли сына, дочери, внука...). В рамках данной темы, мною была разработана программа «Семейная азбука» на основании, авторской программы «Я - семьянин» Красюк И.А., педагога -психолога ГБОУДОД ДДЮТ г. Санкт Петербург. Внеурочное занятие «Семья. Размышление на тему…» входит в содержание учебного плана данной программы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 10 городского поселения Рабочий поселок Чегдомын Тема: «Семья. Размышление на тему…» Разработка внеурочного занятия Очно-заочная психолого-педагогическая школа Педагог-психолог МБОУ СОШ 10 Елена Вячеславовна Кривченко
Цель: Осознание ценности и значения семьи в жизни человека. Задачи: Установление позитивного взаимного общения в группе Формирование коммуникативных навыков Осмысление понятия «семья», Определение её функций: Мотивация участников на общественно значимые семейные ценности.
План занятия: Приветствие 1. Разминка «Ассоциации к слову семья». Распределение по карточкам по игровым «семьям» 2. Совместная постановка цели: Осознание ценности и значения семьи в жизни человека. 3. Основной этап. Работа в течение занятия по подгруппам «семьям» с применением технологии создания интеллект-карт. а) Работа над понятием - «Семья», какие семьи бывают ? (по материалам интернета). б) Формулировка функций семьи (по материалам интернета). в) Танцевальная пауза –настрой на следующий этап г) Формулировка, что помогает развитию семьи. На собственном опыте и мнении членов других «семей» (интервью) д) Формулировка, что мешает развитию семьи. На собственном опыте и мнении членов других «семей» (интервью). 4. Окончательное оформление интеллект –карт. Представление участникам занятия результатов работы. 5. Рефлексия итоговое слово ведущего. Притча о счастливой семье Необходимые условия: просторное помещение, выход в интернет, карандаши, мелки, листы бумаги А4, музыкальное сопровождение
Ассоциации со словом «семья» Если погода, то какая?
Если музыка, то какая?
К концу урока нам необходимо создать интеллект- карту Семья Что это – семья ? Функции семьи Что мешает ? Что помогает?
1 этап Работа над понятием - «Семья», какие семьи бывают ? (по материалам интернета).
2 этап. Сформулируйте функции семьи (по материалам интернета).
Упражнение «Совместный танец» Под изменяющуюся музыку, учащиеся танцуют попарно, соприкасаясь между собой только пальцами ладоней. Усложнение - можно ввести третьего и четвертого участника танца. Упражнение выполняется молча. Далее идет обсуждение. Если аналогию танца с семейной жизнью, какие выводы можно сделать из этого упражнения?
3 этап Сформулируйте, что помогает развитию семьи. На собственном опыте и мнении членов других «семей» (интервью), по материалам интернета
4 этап Что мешает созданию и развитию семьи? На собственном опыте и мнении членов других «семей» (интервью), по материалам интернета
Оформление интеллект –карты по итогам работы (примеры работы учащихся) Интеллект-карта «семьи» Барбоскины Интеллект-карта «семьи» Яблочкины Интеллект-карта «семьи» Ивановы
Рефлексия Узнали ли для себя что-то новое на занятии? Чему научились? О чем еще хотели бы узнать по данной теме?
Притча о счастливой семье Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?" - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И МИРА тоже.