Семинар-практикум «Введение ФГОС ДО: требования к организации НОД в ДОУ» Подготовила: Михайлова Н.А. Заместитель заведующего по ВО и МР МДОАУ 195
Один мудрец пришёл к бедным и сказал: «Я вижу, Вы голодны, давайте, я дам Вам рыбу, чтобы Вы утолили голод» Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу» в основу, которого заложен деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии порождается знание.
Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Структура деятельности Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом: -создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; -учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; -помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип субъектности воспитания; принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся: 1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития. 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
5.Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей. 6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. 7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении. 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфических детских видах деятельности. 9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.
Каждый очередной вид деятельности следует осуществлять с постановки цели в общем виде и с соблюдением структуры деятельности. Суть обучения и воспитания в ДОУ с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Образовательная деятельность в режимных моментах; Организованная образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность детей.
Формы образовательной деятельности: - образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; -взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; -проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; - праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то стандарт ФГОС предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение) для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Структура образовательной деятельности 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий (заданий) 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов
При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие особенности современного дошкольного образования. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. 2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Он-то слушающий, то- наблюдающий, то-действующий. 3. Основная деятельность –детские виды деятельности, где главный-дух открытий.
4. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Обязательны смена мизансцен и движение. 5. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. 6. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности. 8. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д. Учить детей видеть возможность много вариативности выполнения заданий.
9.Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
Проектирование занятия по этапам деятельности: 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности
Содержание Процесс вовлечения в деятельность: 1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось. 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.) 3. Приходит кто-то в гости или игрушка. 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...) 5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»). 7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то. 8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).
9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»). 10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.
-выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. -ответы детей не оцениваются, принимаются любые, не предлагается что-то делать или не делать, а предлагается что-то сделать на выбор. -опора на личный опыт детей, с выбором помощников или консультантов. 4. Проектирование решений проблемной ситуации
5. Выполнение действий В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
6. Анализ результатов деятельности Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель.
7. Подведение итогов Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!