Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического дня «Региональный компонент в обучении и воспитании детей с ОВЗ» Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Королева Н.Н., март 2015 г. УМК под ред.Г.Г.Граник
Проверочная работа 1. Индоевропейская 2. Славянская 3. Восточнославянская 4. Древнерусский 5. Старославянский 6. Старославянизмы 7. Шесть 8. Литературный язык 9. Нормированность 10. Жаргон 11. Просторечие 12.Диалекты
Проверочная работа 1. Индоевропейская 2. Славянская 3. Восточнославянская 4. Древнерусский 5. Старославянский 6. Старославянизмы 7. Шесть 8. Литературный язык 9. Нормированность 10. Жаргон 11. Просторечие 12. Диалекты САМОПРОВЕРКА: «5» - 12 «4» «3» - 8 – 6 «2» - 5 и менее
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка
- Что такое диалект? - Каковы основные особенности диалектов, прежде всего северных? - С какой целью диалектные слова используются в художественной речи? - Какую роль диалекты сыграли в формировании русского литературного языка? - Как относиться к диалектам?
Формы существования русского национального языка Задание: продолжите схему Литературный язык Нелитературные формы
Словарная работы диалект говор наречие диалектология диалектолог диалектизм
Диалектные особенности северного и южного наречий русского языка Уровень языка Северное наречие Южное наречие Фонетический 1. Оканье: [самовар]1. Аканье: [самовар] 2. На месте Г - [г]: [луга], [г]гггггговорю 2. На месте Г - [ ɣ ]: [лу ɣ а], [ ɣ ]гггггговорю Морфологические 1. Твердое [т] в окончаниях глаголов 3 л.: идё[т] 1. Мягкое [т`] в окончаниях глаголов 3 л.: идё[т`] Лексические Посуда для приготовления теста: квашня Всходы ржи: озимь Посуда для приготовления теста: дежа, дёжка Всходы ржи: зеленя
упр.127
Диалектные особенности северного и южного наречий русского языка Уровень языка Северное наречие Южное наречие Фонетический 1. Оканье: [самовар]1. Аканье: [самовар] 2. На месте Г - [г]: [луга], [г]гггггговорю 2. На месте Г - [ ɣ ]: [лу ɣ а], [ ɣ ]гггггговорю Морфологические 1. Твердое [т] в окончаниях глаголов 3 л.: идё[т] 2. Стяжение в окончаниях глаголов: [бегам] 3. Усечение окончаний прилагательных: [северно] 1. Мягкое [т`] в окончаниях глаголов 3 л.: идё[т`] Лексические Посуда для приготовления теста: квашня Всходы ржи: озимь Посуда для приготовления теста: дежа, дёжка Всходы ржи: зеленя
Диалектные особенности северного и южного наречий русского языка Уровень языка Северное наречие Южное наречие Фонетический 1. Оканье: [самовар]1. Аканье: [самовар] 2. На месте Г - [г]: [луга], [г]гггггговорю 3. Цоканье: [ц`улоц`ки] 2. На месте Г - [ ɣ ]: [лу ɣ а], [ ɣ ]гггггговорю Морфологические 1. Твердое [т] в окончаниях глаголов 3 л.: идё[т] 2. Стяжение в окончаниях глаголов: [бегам] 3. Усечение окончаний прилагательных: [северно] 4. в П.п. сущ.3 скл. окончание Е: на [перце] 1. Мягкое [т`] в окончаниях глаголов 3 л.: идё[т`] Лексические Посуда для приготовления теста: квашня Всходы ржи: озимь Посуда для приготовления теста: дежа, дёжка Всходы ржи: зеленя
Школьный диалектологический атлас «Язык русской деревни»
Упр.130
Упр.126
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка - Что такое диалект? - Каковы основные особенности диалектов, прежде всего северных? - С какой целью диалектные слова используются в художественной речи? - Какую роль диалекты сыграли в формировании русского литературного языка? - Как относиться к диалектам?
Домашнее задание