Проблемы соответствия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям
25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. 23
Образовательная программа Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
ФГОС высшего образования «Педагогические образование» Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") 4 года обучения Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") 5 лет обучения Педагогическое образование (уровень магистратуры)" Бакалавры Магистр
Нарушена временная логика ФГОС ВПО 2010, 2011, 2015 гг. Профессио нальный стандарт 2013 г.
Сравнительный анализ требований Образовательные стандарты отражают требования к квалификации выпускников на качественно ином языке, чем профессиональный стандарт педагога.
ФГОС ВО Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; культурно-просветительская.
Профессиональный стандарт Основная цель вида профессиональной деятельности: Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Профессиональный стандарт. Группа занятий: 2320Преподаватели в средней школе 2340Преподаватели в системе специального образования 3310Преподавательский персонал начального образования 3320 Персонал дошкольного воспитания и образования 3330Преподавательский персонал специального обучения
ФГОС ВО. Требования к результатам освоения ООП 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): … 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по проектированию и реализации Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования Модуль «Предметное обучение. Математика» Модуль «Предметное обучение. Русский язык» Описание трудовых функций,
Не соответствие образовательного и профессионального стандартов прослеживается и на уровне решаемых профессиональных задач 4.4. Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; …
Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) Формирование мотивации к обучению
требования к компетенциям в образовательных стандартах прописаны на базе общих требований к квалификации выпускника с высшим образованием; в профессиональном стандарте – требования к квалификации занимаемой должности; к выпускнику вуза в первую очередь предъявляются требования, соответствующие пороговой квалификации для должности учителя. В проф стандарте –квалификационные уровни. Причины несоответствия
1. Организовать сопоставление ФГОС и профессионального стандарта педагога с учетом различия их терминологии. Каждой компетенции ФГОС необходимо определить соответствующие трудовые функции или трудовые действия. В случае отсутствия соответствия трудовой функции (трудового действия) некоторой компетенции ФГОС, необходимо в образовательную программу ввести новые профессионально-специализированные компетенции (ПСК). Что делать?
2. В целях освоения трудовых функций и профессиональных действий в вузе, необходимо, с одной стороны, создать условия для отработки необходимых приемов, методов, методик, т.е. конкретных способов реализации осваиваемых профессиональных действий в специально организованной учебно-лабораторной среде, а с другой, – существенно расширить долю педагогической практики, причем, не столько для иллюстрации теории, сколько для постановки проблемы осуществления профессионального действия и его отработки на практической базе (в условиях реальной образовательной организации). Что делать?