. Основным дидактическим принципом в обучении детей с синдромом Дауна является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. Необходимо обеспечить : наглядность обучения, подключить осязание, слух, кинестетические ощущения.
Особенности речи детей с синдромом Дауна : - говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга ; - в возрасте лет возникает заикание ; - медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха ; - замедленный темп артикулирования ; - дизартрия ; - словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление в жизни и возможная интеграция в общество.
Развитие психических функций детей с синдромом Дауна в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Трудовое обучение. Сенсорное воспитание. Основные задачи коррекционной работы :
Направления сенсорного воспитания.
I.1 Идентификация предметов по признаку цвета. I.2 Соотношение цвета предмета с эталоном цвета. I.3 Выбор предмета определённого цвета по словесной инструкции взрослого. I.4 Формирование словесного обозначения цвета предмета. I.5 Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета. I.6 Обучение передачи цвета в продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом. I.7 Формирование представления об оттенках цвета. I. Формирование представления о цвете предметов.
II.1 Идентификация предметов в целом. II.2 Идентификация предметов по форме. II.3 Соотношение форм предмета с эталоном формы. II.4 Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции. II.5 Формирование умения словесно обозначить форму предмета. II.6 Обобщение одно - или разноцветных геометрических фигур. II.7 Классификация по форме. II.8 Нахождение в окружающем мире предметов определенной формы. II.9 Изготовление аппликаций из геометрических фигур. II. Формирование представления о форме предметов.
III.1 Формирование представлений о больших и маленьких предметах. III.2 Формирование представлений о длине предмета. III.3 Формирование представлений о ширине предмета. III.4 Формирование представлений о высоте предмета. III. Формирование представлений о величине.
IV.1 Формирование ориентации в пространственном окружении на себе. IV.2 Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека. IV.3 Ориентировка по основным пространственным направлениям. IV.4 Ориентация на листе бумаги. IV. Формирование пространственных представлений.
V.1 Формирование суток. V.2 Формирование представлений о временах года. V.3 Формирование временных понятий : « Вчера - сегодня - завтра ». V.4 Формирование временных понятий : « Дни недели ». V. Формирование представлений о времени.
VI.1 Ориентация в тактильных ощущениях связанных с формой предмета, его величиной и массой. VI.2 Развитие зрительно - двигательной координации. VI.3 Развитие стереогнозиса. VI.4 Развитие точности движений при построении разных конструкций и схем на плоскости. VI. Формирование тактильно - двигательного восприятия.
VII.1 Слуховое восприятие неречевых звуков. VII.2 Слуховое восприятие речевых звуков. VII.3 Развитие ритмического слуха. VII. Коррекция слухового восприятия.
VIII. Коррекция мышления.
IX. Формирование причинно - следственных отношений.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в « обычную » жизнь - общение с близкими и сверстниками, учёба и занятия в кружках и секциях.