Учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Искателей» Тарасенко Н.Н. «Создание развития среды исследовательских компетенций обучающихся в системе начального образования»
«Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»
В настоящее время формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики. Начинать эту работу надо с начальной ступени образования.
Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе должен ставить - развитие познавательной активности обучающихся.
Проектно-исследовательская деятельность Умение самостоятельно решать проблему Поисковые умения и навыки Оценочные умения и навыки Развивать познавательные навыки Коммуникативн ые умения и навыки
Исследования немецких ученых человек запоминает только 10 % того, что он читает 20 % того, что слышит 30 % того, что видит 50 %- 70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях 80 % при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем 90 % - самостоятельная постановка проблем, выработка и принятие решения, формулировка выводов и прогнозов.
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности - создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры.
Индивидуальное творчество ребенка и совместные формы группового исследования – это необходимые составляющие обучения исследованию. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самих себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, и в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, но и в течение всей жизни.
Этапы самостоятельного исследования Необходимые условия и умения 1. Выбор темы развитие интереса осознание собственных интересов: рефлексия интересов 2. Определение проблемы изучения умение формулировать исследовательские вопросы 3. Сбор информации для решения проблемы умение пользоваться разнообразными источниками информации (энциклопедиями, книгами, таблицами и т.д. ) умение планировать и проводить наблюдения и опыты 4. Анализ информации умение организовать и проанализировать информацию Умение установить связь, обобщить Умение написать заключение, резюме 5. Представление работы умение представлять результаты в разных формах (текст, схема, рисунок, график, фоторепортаж )
Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний. К. Д. Ушинский
Дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.
Спасибо за внимание!