Куксина Г. В.- педагог - психолог, секретарь территориальной ПМПК
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г ФЗ « Об образовании в Российской Федерации ». ст. 42,79 Закон Российской Федерации « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » от ФЗ. Ст. 14. пункт 2 (1) Письмо Министерства образования Российской Федерации « О психолого - медико - педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения » от г. 27/901-6; Типовое положение о психолого - медико - педагогическом консилиуме в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края от года.
одна из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и / или состояниями декомпенсации. Т. е. – это форма взаимодействия в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков
Определение первоначальных коррекционных задач, оптимальных путей их решения, определение формы и сроков коррекционно - развивающего воспитания и обучения. Осуществляют диагностику воспитанников и консультирование родителей и педагогов, организуют помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями, готовят документы на ПМПК ( психолого - медико - педагогическую комиссию ). Если ребёнок ни при каких условиях не может осилить программу обучения
1) Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик ; 2) выявление уровня и способностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, речи ; 3) выявление потенциальных ( резервных ) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для воспитателя для обеспечения индивидуального подхода к ребенку ; 4) выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития ; 5) выбор оптимальных для развития воспитанника образовательных программ ; 6) обеспечение общей коррекционной направленности учебно - воспитательного процесса ; 7) определение путей интеграции детей в соответствующие группы ; 8) профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных стрессов. 9) Подготовка заключения о состоянии развития и здоровья для представления в ПМПК
ПМП Комиссия Консилиум ПМПК проводится в большинстве случаев одноразово, с целью определения максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с особыми образовательными потребностями. Проведение повторного обследования проводится по желанию родителей, по рекомендации самой комиссии и по решению консилиума ОУ после проведенной коррекционной работы. ПМПк - создается при образовательных учреждениях ( как коррекционных, так и общеобразовательных ) приказом руководителя образовательного учреждения. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом давать рекомендации и контролировать лица, участвующих в учебно - воспитательной работе. Консилиум работает круглогодично, выявляя трудности у воспитанников, обследует их, намечает планы работы с этими детьми, отслеживая динамику и корректируя методы и программу обучения ребёнку группы риска.
1. Приказ о создании ПМПконсилиума 2. Положение о порядке создания и организации работы психолого - медико - педагогического консилиума ( ПМПк ) образовательного учреждения. 3. Режим работы 4. Состав с распределением функций 5. План работы 6. Протоколы заседаний 7. Журнал записи детей на ПМПК и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк 8. Карта ( папка ) развития обучающегося, воспитанника
Состав Состав консилиума утверждается приказом директора образовательного учреждения ( т. е. в каждой школе, садике формируется свой консилиум из следующих специалистов ): - зам. директора по учебно - воспитательной работе, - логопед, - учителя - дефектологи, - психолог, - врач, мед. сестра, - воспитатели с опытом работы. При отсутствии специалистов в штате допускается привлечение специалистов с других организаций.
Плановые Внеплановые Расширенные «Анализ комплексной диагностики выпускников подготовительной группы. Формулирование рекомендаций. Разработка плана комплексной помощи» Выявление и уточнение проблем ребенка с выработкой заключения, определение условий обучения и планирование стратегии сопровождения. Оценка динамики коррекционного процесса, обучения и развития ребенка Обоснованный запрос по вновь возникшему вопросу и корректировки программ. Принятие дополнительных мер по выявленным обстоятельствам, внесение изменений в программу Представители администрации, инспектор ПДН «Разработка стратегий преодоления нарушений поведения воспитанников….групп ы …» Когда требуется привлечение усилий дополнительных специалистов (в рамках и за рамками учреждения) «Анализ комплексной диагностики воспитанников, имеющих трудности в воспитании и обучении. Разработка плана комплексной помощи»
Консилиум ОУСопровождающая деятельность 1. Организационный момент ; заслушивание характеристики, представлений / заключений / специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, врача, других членов Консилиума ; 2. Собеседование с родителями ( законными представителями ); 3. Собеседование с ребёнком ; 4. Постановка педагогического диагноза ; 5. Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития ; 6. Выработка рекомендаций ; разработка программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Задачи и виды сопровождающей деятельности участников психолого - медико - педагогического консилиума Задачи и виды сопровождающей деятельности участников психолого - медико - педагогического консилиума. Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума.
Выявление проблемы у воспитанника в развитии, поведении, общении Председатель ПМПк Заместитель директора Педагог-психолог, Учитель-логопед Мед. работник ОУ Педагогические работники образовательного учреждения Запросы узким специалистам на обследование воспитанника и подтверждения проблемы запроса Коррекционно-развивающая работа узких специалистов и ведущего педагога с ребенком Заседание ПМПк Заключения специалистов по запросу Рекомендации узких специалистов по составлению индивидуальных программ обучения Направление на Территориальную ПМПК Низкий уровень динамики, динамика отсутствует Динамика положительная Воспитатель Родитель Запрос Повторная диагностика специалистами консилиума Дальнейшее наблюдение консилиумом
Формы учета деятельности специалистов ПМПк на основании Типового положения ПМПк Хабаровского края Журнал записи детей на прием ПМПк и регистрации заключений. Карта (папка) развития ребенка. В карту развития ребенка вносятся: Коллегиальное заключение ПМПк ОУ с приложениями (заключения специалистов ПМПк) Комплексный план сопровождения ребенка Данные об развитии ребенка Дневник (карта, лист) динамического наблюдения с фиксацией проводимых мероприятий и их эффективности. (1,2,3,4)1,2,3,4 Данные по специальной коррекционной работе, проводимой педагогом- психологом, логопедом, другими специалистами. Эти сведения вносятся в конце каждого триместра (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики.
Дата, время Фамилия, имя ребенка Дата рождения Пол Пол Инициатор обращения Проблема Заключение ПМПк ( и кому выдано под роспись) Рекомендации ПМПк Соколов Никита МВоспитател ь Трудности усвоения разделов программы Нарушения речевого развития Особенности поведения 0000 Выдан ______ Роспись_____ 1. Разработка плана комплексной помощи ребенку. Срок 7 дней. 2. Проведение коррекционных упражнений на восполнение пробелов в знаниях воспитателем (по отдельному плану). Срок 3 месяца 3. Проведение коррекционных занятий педагогом-психологом на коррекцию познавательной сферы с включением в группу. Срок 3 месяца 4.Родителям: контроль за выполнением домашних заданий; выполнение рекомендаций воспитателя, психолога и других специалистов. Срок 3 месяца 5. Отслеживание динамики в развитии через 3 месяца специалистами ПМПк. При положительной динамики продолжать реализацию данного направления.
п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консультирования специалистами Воспитатель Нарушение речевого развития Диагностика: Психолога – 1.04 Педагога-2.04 Логопеда – (направлен в поликлинику, консультационный пункт ДОУ …) Коллегиальное заключение запланировано на май месяц. Слабо усваивает программу Неравномерно усваивает программу Родитель Определение актуального уровня развития Нарушено звукопроизношение
Таким образом, на 1 ребенка должно быть минимум 2 заключения консилиума ОУ : 1 - описание выявленных проблем, планирование коррекционной работы ; 2 - вывод о динамике развития ребенка, эффективности коррекционно - развивающей работы, необходимости направления на Территориальную ПМПК