Сенсорное развитие детей 2-3 лет Педагог 1 категории МДОУДС 10«Радуга детства» Репкина Галины Борисовны
Моя маленькая страна!!! «Детство –это летний ветер, Парус неба и хрустальный звон зимы. Детство – это значит, дети. Дети – это значит МЫ!»
Предоставление моей педагогической работы. Я хочу вам представить опыт моей работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет Давно сказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка.
С чего начинается познание?.. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: Формирование у детей систем перцептивных действий Формирование у детей систем сенсорных эталонов Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.
Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый; Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; Три величины; большая, средняя, маленькая. В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет: ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма) ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Чтобы занятия были с результатами нужно: Создать положительный психологический настрой. Развивать: - мелкую моторику рук; - память; - восприятие; -мышление; -воображение; -внимание.
А как это сделать? Давайте попробуем вместе… Я ребёнок, ты ребёнок У меня нос, и у тебя нос У меня щёчки гладкие, И у тебя щечки гладкие У меня губки сладкие, И у тебя губки сладкие Ты мой друг, и я твой друг Вместе весело вокруг… Самое главное создать положительный психологический настрой на занятие или игру
Развитие мелкой моторики рук, которое повышает уровень организации мышления у ребёнка
Какими я методами и приёмами пользуюсь? Игры с разрезными картинками и пазлами; Игры с мелким конструктором и разной величины мозаикой; Игры с крупами и природным материалом; Игры со шнурочками; Задание «Дорисуй узор»; Пальчиковая гимнастика с заучиванием текста; Простая тренировка (со спичечным коробком); Пальчиковый кукольный театр; Игры с прищепками; Игры «Вденем бусы»; Игры с разными массажными мячами и многое другое.
Развиваем память
Как я это делаю? Запоминание небольших стихотворений, песен, текстов; Игры « Что изменилось ?», « Чего не стало ?»; Игры на запоминание картинок - карточек; Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и понимание слов потом по ним; Игры тренировки ( таблицы из нескольких фигур);
Развиваем восприятие
Для этого использую в своей работе Игры на поиски формы, похожей на предмет « На что это похоже?»; Игры опознания « Силуэты», « Кто, где живёт» и другие; Игры дорисовывания «Дорисуй картинку»: -угадай что нарисовано; -найди силуэт и др. Раскрась нужным цветом и другие.
Развитие мышления Наглядно-образное Игры обобщения «Назови одним словом»; Игры классификации «Что лишнее» обязательно должно быть объяснение, «Разложи на две группы»; Разрезные картинки; Пальчиковый театр; Логическое Игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок
Развитие воображения Здесь можно использовать те игры, которые мы использовали при развитии восприятия, но самым главным, я считаю, является упражнение, когда ребёнок может фантазировать сам. Например, «Нарисуй не существующее животное» или придумай и нарисуй не существующий предмет, а далее идёт уточнение, какой предмет: посуды, мебели и т.п.
Развитие внимания Игры с изменениями « Что изменилось?»; Игры с убиранием предметов « Чего не стало»; Игры такого характера как «Сложи портрет» (части лица человека: уши, нос, рот и т.д.)
Работа с родителями Я изложила какими методами и приёмами я пользуюсь при развитии сенсорного развития, но без помощи родителей добиться хороших результатов сложно. Я считаю, что в ребёнке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значить основой успеха, являются родители. По этой теме разработаны план работы с родителями и рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности в своих детях и с помощью каких игр и упражнений, можно достичь желаемых результатов.
ЗА ВНИМАНИЕ!!! Спасибо