Первые итоги реализации Федерального Закона от года 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Практика применения и результаты контрольно- надзорной деятельности. Руководитель Управления Роскомнадзора по Приморскому краю А.С. Губенко
Федеральный закон от ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Устанавливает ограничения на оборот информационной продукции правовые режимы оборота информационной продукции среди детей (информация с ограниченным доступом, информация, запрещенная для детей) возрастную классификацию информационной продукции ответственность для распространителей и изготовителей информационной продукции, виновных в нарушении закона Правовые механизмы по охране и защите детей от информации
Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уточняет требования к размещаемой в сети Интернет информационной продукции перечень информационной продукции, оборот которой на территории Российской Федерации допускается без знака информационной продукции Вводит единые знаки информационной продукции в графической форме Единый реестр запрещенных доменных имен требования к операторам связи применять меры защиты от негативной информации при доступе к сети Интернет в доступных для детей местах
Полномочия Роскомнадзора Аккредитация экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы информационной продукции Ведение реестра экспертов и экспертных организаций, аккредитованных для проведения экспертизы информационной продукции Контроль и надзор в сфере защиты детей от информации Размещение на своем официальном Интернет-сайте результатов проведенных экспертиз Создание, формирование и ведение Реестра запрещенных доменных имен (с 1 ноября 2012 г.)
Мониторинг правоприменения (с по ) Осуществлен мониторинг в отношении 870 СМИ 122 – телеканалов/телепрограмм 52 – радиоканалов/радиопрограмм 655 – печатных периодических изданий 42 – СМИ, распространяемые в сети Интернет В ходе мониторинга выявлено 280 нарушений в печатных СМИ 46 – в СМИ, распространяемых в сети Интернет 57 - в программах передач, опубликованных в СМИ 43 - в телеканалах/телепрограммах 9 - в радиоканалах/радиопрограммах
Нормативно-правовые пробелы области регулирования Выявленные пробелы отсутствие в законе указания на разработку порядка размещения знака информационной продукции в печатных и сетевых СМИ отсутствие в законе указания на разработку порядка размещения знака информационной продукции в рекламе информационной продукции
Типовые нарушения установленных требований По результатам проведенного мониторинга выявлено отсутствие информационного знака отсутствие (частично) маркировки в телепрограммах отсутствие сообщений об ограничении распространения информационной продукции при возобновлении трансляции после перерыва на рекламу отсутствие маркировки анонсов передач факты распространения программ в сетях кабельного телевидения со знаком информационной продукции «18 +» в утреннее и дневное время
Особенности при осуществлении телевизионного вещания Знак информационной продукции размещается в углу кадра должен быть не менее размера логотипа телеканала демонстрируется в начале трансляции, а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) продолжительность демонстрации – не менее 8 секунд Не маркируется информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества информационная продукция, транслируемая в эфире без предварительной записи
Особенности при осуществлении радиовещания «старше шести лет» «старше двенадцати лет» «старше шестнадцати лет» «запрещено для детей» Звуковое текстовое предупреждение не реже 4-х раз в сутки вместе с выходными данными в начале трансляции радиопередачи Не маркируются радиопрограммы, радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества
Временные ограничения при распространении информационной продукции посредством телевизионного и радиовещания С 7.00 до не подлежит распространению информационная продукция, содержащая обусловленные жанром или сюжетом отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера С 4.00 до не подлежит распространению информационная продукция побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию и пр. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям оправдывающая противоправное поведение
Особенности в печатных СМИ Знак информационной продукции на обложке или первой странице и упаковке (для самой старшей возрастной категории) по размеру должен быть не менее размера логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт по начертанию и цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек в выходных данных Не маркируются общественно-политические СМИ производственно-практические СМИ 6+
Особенности в сетевых СМИ Знак информационной продукции на главной странице в верхней части (для самой старшей возрастной категории) по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки по цвету - должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка в выходных данных Не маркируются новостная лента комментарии и (или) сообщения читателей Маркируются в добровольном порядке Интернет-сайты (не зарегистрированные в качестве СМИ) 6+
Особенности распространения информационной продукции информационных агентств и электронных периодических изданий на электронных носителях Информационные агентства Знак информационной продукции (при распространении в сети Интернет) размещается: на главной странице в верхней части (для самой старшей возрастной категории) по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки по цвету - должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка в выходных данных Электронные периодические издания Знак информационной продукции размещается: на обложке (для самой старшей возрастной категории) на первой полосе по размеру должен быть не менее размера логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе по цвету и начертанию должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек в выходных данных
Вступление в силу Федерального закона Вступление в силу Федерального закона от ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 ноября 2012 ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» Единый реестр доменных имен порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи с 1 сентября 2012 требования к информационной продукции в сети Интернет перечень информационной продукции, оборот которой допускается без знака информационной продукции требования к операторам связи применять меры защиты от негативной информации единые знаки информационной продукции в графической форме
Структура полномочий надзорных органов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) государственный надзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований Закона к используемой в образовательном процессе информационной продукции Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям Закона в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) государственный контроль за соблюдением требований Закона к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации