Персонаж как читатель, чтение как ценность Педагогика текста Санкт-Петербург, 2015
Гаев и книжный шкаф «Вишневый сад», 1903 Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.
Книги в имении Арсения Семеныча «Антоновские яблоки», 1900 «Это – «Дворянин- философ», аллегория, изданная лет сто тому назад… Потом наткнешься на «сатирические и философские сочинения господина Вольтера»… Вот «Тайны Алексиса», вот «Виктор, или Дитя в лесу»… А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, … ее томное чтение стихов из «Евгения Онегина»».
Персонажи читают книги Софья. Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку. Стародум. Какую? Софья. Французскую. Фенелона, о воспитании девиц. Стародум. Фенелона? Автора Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет.
Книга как модель поведения для персонажа
Книга для всех «Яшное дело, вы – акулы, но победите акул в небе, да вы тогда кражу станете ангелами, ибо всякий ангел – это всего лишь побежденная как следует акула…» Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит» (фрагмент проповеди кока Овчины акулам)
Читают ли персонажи современной литературы? «Так, например, в небезызвестной вампирской саге «Сумерки» главная героиня зачитывается произведением Эмили Бронте «Грозовой перевал», что пробуждает волну интереса не только американских школьников (в учебной программе которых значится это произведение), но и у российских подростков». Из магистерской диссертации Я. Казьминой
Как сегодня пройти в библиотеку? Книга как тайна; культура как таинство
Действие вытесняет слово; слово сакрализуется «В начале было Дело» – стих гласит. Судьба сакрального – быть непонятным
Прогноз: дистанцирование масс от высокой культуры + сохранение ее высокого статуса