Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, эта особенность объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Кроме того, они ещё не могут воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, поэтому правильным их произношением они овладевают лишь постепенно. Подготовила учитель-логопед МБДОУ Д/С ОВ 6 Бова Ирина Петровна.
Простые звуки В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные: А, О, Э и согласные: П, Б, М. Именно из них и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторной простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные: И, Ы, У и согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р) усваиваются примерно до 3-5 лет. Часто они полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения. Но при нормальном ходе речевого развития, не позднее чем к 5 годам, ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Своевременное произношение Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, предлагается таблица, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков. Я еще раз повторяю, что сроки примерные, потому что развитие речевого аппарата у каждого малыша проходит в свои индивидуальные сроки, а задача родителей - следить за тем, чтобы развитие было. Возраст появления звуков( в годах) Звуки 1-2А О Э П Б М 2-3Ы И У Ф В Т Д Н К Г Х Й 3-5С З Ц Ш Ж Ч Щ 5-6Л Р
Речевые недостатки Для детей младшего дошкольного возраста определённые речевые недостатки естественны, так как у них ещё нет достаточного жизненного опыта, мышление не приобрело систематичности и последовательности и словарный запас не особенно велик. Трёхлетние малыши говорят ещё короткими фразами, состоящими из двух-трёх слов, и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен. Часто бывает искажён род имён существительных (один машин), несогласованны падежные окончания (у меня нет другов). В этом возрасте характерно сокращение слов, когда выпадает первый или безударный слог (лисопед – велосипед, миллионер – милиционер), буквы переставляются местами, взаимоупотребляются – вместо звука «к», произноситься звук «г». Однако постепенно все недочёты уменьшаются и к четырём годам многие дети приобретают устойчивые навыки правильной речи.
Пример взрослого Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто-то говорит с ребёнком неправильным языком, подлаживаяси под него, или родители не считают нужным поправлять малыша. Поэтому, совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения возрастных недостатков звукопроизношения является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок должен следовать. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или же становится невозможным. Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Мой ты дорогой, холосый!»). Из-за того, что родители умиляются своеобразной речи малыша, да еще и сами подражают ей, ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения. Хочется отметить, что вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения
Ошибки малышей Маленькие дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении: 1. Плохо произносят шипящие фонемы ш, ж, ч, щ: а) произносят нечётко; б) заменяют их свистящими с, з; «касса»(каша), «сшапка»(шшапка), «жук»(жук); иногда ш заменяют на ф(шшапка – шшапка), ж на в(вук – жук), ч наци лить(очки, отьки – очки), щ на си или ть(щенок, щенок – щенок); в) пропускают: «шапка»(шшапка), «ук»(жук). 2. Звуки р и л: а) пропускают и искажают: «ак»(рак), «рыба»(ррыба); б) заменяют их звуками л, в, й: «рак»(рак), «работа»(работа), «корова»(корова), «лампа»(ллампа), «ямпа»(ллампа). 3. Свистящие звуки с,з,ц, искажаются: а) произносят недостаточно чётко; б) пропускают (амок – замок), (веток – цветок); в) с заменяют на ф (собака – собака), з на в (замок – замок), ц на т (цветок – цветок). 4. Звуки г,к,х: а) пропускают(хлеб – ххлеб), (ром – гром); б) заменяют на т и д(тхлеб – ххлеб), (гости – гости), (тоска – кошка).
Помощь специалиста Если так называемое «возрастное нарушение звукопроизношения» уже перестаёт быть возрастным, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здеси уже приходится говорить о специальной логопедической помощи. Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые с самого начала нельзя относить к возрастным недостаткам. Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится: - «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щёк), что придаёт звукам какой-то необычный или неприятный для слуха отщенок; - межзубное произношение звуков (чаще всего шипящих и свистящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный отщенок шепелявости, не свойственный русской речи. Итак, как правило, после 5 лет ребёнок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. Поэтому, вы можете обратиться к специалисту, который поможет поставить ребёнку правильное звукопроизношение
Причины речевых нарушений Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды. Выделяют следующие причины речевой патологии. 1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы. 2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи. 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга. 4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами. 5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей). Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Учимся произносить правильно! Основные виды неправильного произношения Нарушение произношения может кассаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков. Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: «лук» «люк», «сам» «сям». Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение. Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения: сигматизм дефект произношения свистящих и шипящих звуков; ротацизм - дефект произношения звуков [Р], [Р']; ламбдацизм дефект произношения звуков [Л], [Л']; каппацизм дефект произношения звуков [К], [К']; гаммацизм дефект произношения звуков [Г], [Г']; хитизм - дефект произношения звуков [Х], [Х']; йотацизм - дефект произношения звука [j](йот). Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп. Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки «пара-»:парасигматизм и т.д. Козлова И.В. Многочисленные сайты интернета.
Учитель-логопед: Бова И.П.