Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия. Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия. Семинар с классными руководителями подготовила и провела И. Е. Юркевич, педагог социальный педагог социальный
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, это наша счастливая старость, плохое воспитание-это будущее горе, это наши слезы, это наша вина плохое воспитание-это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед другими людьми, перед всей страной. перед всей страной. А. С. Макаренко А. С. Макаренко
Разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия. 1. Совместная работа С отделом образования спорта и туризма; С отделом образования спорта и туризма; С отделом внутренних дел; С отделом внутренних дел; Со здравоохранением; Со здравоохранением; Со службой занятости населения; Со службой занятости населения; С комиссией по делам несовершеннолетних. С комиссией по делам несовершеннолетних.
2. Получение и обработка информации о состоянии семей: От воспитателей детского сада; От воспитателей детского сада; От педагогов школы От педагогов школы и классных руководителей и классных руководителей От врачей и фельдшера; От врачей и фельдшера; От участкового инспектора; От участкового инспектора; От жителей; От жителей; От родственников, соседей, друзей. От родственников, соседей, друзей.
3. Дополнительными источниками информации являются: Документы социально-медицинского патронажа; Материалы психодиагностики; Результаты рейдов; Жалобы и заявления граждан; Материалы о правонарушениях; Преступления несовершеннолетних.
Влияние неблагополучной семьи на ребенка. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%: Бродяжничество; Бродяжничество; Агрессивность; Агрессивность; Кражи; вымогательство; Кражи; вымогательство; Хулиганство, правонарушения; Хулиганство, правонарушения; Аморальные формы поведения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых Неадекватные реакции на замечания взрослых
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%: Низкая успеваемость, уклонение от учёбы; Низкая успеваемость, уклонение от учёбы; Недоедание, болезни; Недоедание, болезни; Неуравновешенность психики; неврастения; Неуравновешенность психики; неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Отсутствие навыков личной гигиены; Подростковый алкоголизм, проституция. Подростковый алкоголизм, проституция.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%: Конфликты с учителями и родителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Контакты с криминогенными группировками.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ. Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи обеспечивает успех в работе. Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи обеспечивает успех в работе. Консультирование родителей, создание клубов по интересам; Консультирование родителей, создание клубов по интересам; Постоянный патронаж семей; Постоянный патронаж семей; Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей; Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей; Оказание материальной помощи, бесплатное питание, оздоровление детей в период каникул; Оказание материальной помощи, бесплатное питание, оздоровление детей в период каникул;
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ. Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи обеспечивает успех в работе. Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи обеспечивает успех в работе. Помощь общественных организаций; Помощь общественных организаций; Влияние через СМИ; Влияние через СМИ; Административные штрафы; Административные штрафы; Лишение родительских прав; Лишение родительских прав; Принудительное лечение родителей Принудительное лечение родителей от алкоголизма. от алкоголизма.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ: Материально-бытовые условия; Материально-бытовые условия; Эмоционально-нравственный климат; Эмоционально-нравственный климат; Режим дня ребенка в семье; Режим дня ребенка в семье; Методы и приемы воздействия Методы и приемы воздействия взрослых на детей; взрослых на детей; Семейный досуг; Семейный досуг; Уровень педагогической культуры родителей. Уровень педагогической культуры родителей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ: Что я хорошего могу сказать о подростке? Что я хорошего могу сказать о подростке? Цель: психологическое расположение к себе родителей, привлечение их в союзники. Цель: психологическое расположение к себе родителей, привлечение их в союзники. Что меня как педагога беспокоит в нем? Что меня как педагога беспокоит в нем? Разговор о том, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. Разговор о том, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. Каковы, по нашему общему мнению, причины этого отрицательного явления, факта? Каковы, по нашему общему мнению, причины этого отрицательного явления, факта? Это вызывает на откровенность, а значит, позволяет выявить истинные причины неадекватного поведения. Это вызывает на откровенность, а значит, позволяет выявить истинные причины неадекватного поведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ: Какие меры воздействия на ребёнка предприняты со стороны школы? Какие меры воздействия на ребёнка предприняты со стороны школы? Выработка общей стратегии и тактики воспитания. Выработка общей стратегии и тактики воспитания. Каких общих требований, общих принципов подхода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? Каких общих требований, общих принципов подхода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? В этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. В этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. Объяснить родителям, что из-за семейных конфликтов страдает ребенок. Он не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых. Объяснить родителям, что из-за семейных конфликтов страдает ребенок. Он не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых. Попытаться образумить родителей, создающих своему ребенку обстановку, способную изуродовать душу ребёнка. Попытаться образумить родителей, создающих своему ребенку обстановку, способную изуродовать душу ребёнка. Изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, передать на время другим родственникам. Изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, передать на время другим родственникам. Проконсультироваться у детского психиатра о состоянии ребёнка. Проконсультироваться у детского психиатра о состоянии ребёнка.