Багнова Елена Викторовна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 16» 2015 год Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках музыки Багнова Елена Викторовна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 16» 2015 год
Универсальные учебные действия: личностные действия; познавательные действия; регулятивные действия; коммуникативные действия; знаково-символические учебные действия.
Коммуникативные учебные действия формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В рамках предмета Музыка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы.
Работа в парах и малых группах
Метод сотрудничества
Беседы
Дискуссии
Наблюдение и фиксирование результатов
Поиск информации
Содержание курса пятого класса Музыка и литература Музыка и изобразительное искусство
Урок: «Стань музыкою, слово!» - участие в коллективном обсуждении проблемы; -способность вести диалог; -умение грамотно и точно выражать свои мысли; - петь слаженно в хоре, группе.
Урок: «Мир русской песни» - работа в группах; - использование речи для регуляции своего действия; - участие в коллективном обсуждении; - слушание и исполнение музыкального произведения.
Урок: «Музыкальный портрет» - внимательное, вдумчивое слушание музыки; - анализ и обсуждение услышанного; - участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; - слушать и понимать речь других.
Урок: «Образы природы в творчестве музыкантов» -слушание музыкальных произведений, -анализ и обсуждение услышанного; - умение работать в группе; -рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки.
Предмет Музыка создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей, передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания» Федор Иванович Янкович де Мариево