" Развитие мелкой моторики рук воспитанников младшего возраста посредством различных игровых пособий " Мастер - класс Воспитатель второй квалификационной категории : Мирзаева Татьяна Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 25 « Золотой ключик » с.Константиновка Краснокутского района Саратовской области »
Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста 1. Раскрыть актуальность темы. 2. Познакомить с методами и приемами по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 3. Познакомить с современными играми и пособиями для развития мелкой моторики. 4. Мастер - класс по использованию игр для развития мелкой моторики своими руками. 2
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является « создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями ». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка : восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. 3
4 Работа по развитию речи тесно связана с развитием мелкой моторики рук. Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. 5
Средства развития мелкой моторики Пластилин Бумага Крупа, бусы, пуговицы Природный материал Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Куклы Песок Вода Карандаши, счетные палочки 6
7 Развитие мелкой моторики рук происходит в различных видах деятельности : Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Лепить можно из пластилина, глины и солёного теста. Зимой, на прогулке можно слепить снеговика, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
8 Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, которые обеспечат полноценное развитие воспитанников в процессе всех видов детской деятельности. Одним из условий является создание интереса через игры с нетрадиционным материалом. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Показ предметов и явлений руками Рассказывание стихов руками Работа в рабочих тетрадях Концентрация внимания Физкультминутки РелаксацияРазминки Тренинги НОДИндивидуаль- ная работа Свободная деятельность Вечера развлечений Гимнастика Кружковая работа Работа с родителями Консульта- ции Беседы Статические ДинамическиеПознавательные С предметами На ориентировку в пространстве Массаж, самомассаж Речедвигательная гимнастика Виды игр и упражнений Где используется Как используются Взаимосвязь С воспитателями Со специалистами ДОУС родителями Со школой Распределение игр и упражнений по моторике 9
10 В своей работе я использую различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей младшей группы. Есть много игр фабричного производства : различные шнуровки, игра « Букашки », « Мозаика », « Ботинки », « Лабиринт », « Зашнуруй - ка !», « Мега град », « Подбери фигуру », « Подбери ключик к дверце », различные головоломки, которые развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление.
11 Так же развивающая среда периодически пополняется пособиями и играми, которые сделаны своими руками : « Дополни предмет », « Бабочки на цветочках », « Радуга », « Заплатка для коврика », « Собери бусы », « Волшебные камешки », « Сухой бассейн », « Волшебный куб ».
12 « Дополни предмет » ( игры с прищепками ) Цель игры : Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления ; развитие мелкой моторики. Задание : Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д. Вау !!!!!!
13 Игра « Волшебные камешки » Цель : развивать у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление ; развивать мелкую моторику. Задание : Ребенку предлагается выложить узор из камешков ( на начальном этапе – по схеме, затем – самостоятельно ). Схемы могут быть самые разнообразные. Я подбираю схемы соответственно лексической темы : зима – морозные узоры ; одежда – платье, насекомые – бабочка и т. д.
14 Многофункциональное пособие « Волшебный куб ». Куб может выступать как тренажер для формирования направленной воздушной струи. К небольшим по длине нитям крепятся разнообразные картинки : листочки, снежинки, дождинки, цветочки в соответствии со временем года, которые помещаются внутрь куба. Данный тренажёр незаменим в пальчиковых играх с применением различных предметов. Здесь можно использовать разноцветные бельевые прищепки, заколки – « крабики », шнурки, резинки, бусинки и другое. Дети могут прикреплять « крабиков », прищепки, плести из шнурков косички, нанизывать бусины, пуговицы. И мне тоже !
15 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития. Как нам нравиться работать вместе
16