Возвращаемся к чтению Педагогический совет 30 октября 2014 г.
Национальная программа 2006 г-2020 г. программа развития и поддержки культуры чтения Современная ситуация: системный кризис читательской культуры критический предел пренебрежения чтением 34% граждан вообще не читают
Система общего обязательного образования – важнейший институт социализации Недостатки развитие читательской компетентности сведено к техническим навыкам работы с текстом Нарушена преемственность в разных подсистемах образования Чтение не рассматривается как основное средство обучения и развития Навыки чтения и анализ текста осваиваются преимущественно на литературных произведениях
Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него (восточная мудрость)
Решение проблемы Формирование читательской и информационной культуры педагога Формирование читательской и информационной культуры ученика
Особенности работы с профессиональной литературой Рациональное чтение (предполагает целенаправленный отбор и принятие решения относительно того, надо ли тот или иной материал читать вообще, если да, то в каком объеме) Ориентирующее чтение. Первое восприятие содержания, чтобы определить, что ожидает читателя (последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать данный текст). Изучающее чтение. Отыскать существенное (определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна совсем). Обобщающее чтение. Обобщение содержания и критическая оценка прочитанного материала (фиксация основных мыслей по поводу прочитанного). Здесь тоже надо работать целеориентированно, стремиться читать только самое важное!
Ориентирующее чтение Первое восприятие содержания, чтобы определить, что ожидает читателя (последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать данный текст). Изучающее чтение Отыскать существенное (определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна совсем) Обобщающее чтение Обобщение содержания и критическая оценка прочитанного материала (фиксация основных мыслей по поводу прочитанного). Здесь тоже надо работать целеориентированно, стремиться читать только самое важное!
Техники чтения: диагональное и слалома
Книга- ценный текст, если если книга или материал интенсивно проработаны, т. е. содержат разнообразные подчеркивания и пометки!
Разработайте собственные обозначения
Метод SQ 3R
Читать… Чтение….. Воспринимать написанное, произнося или воспроизведя про себя смысловое восприятие читателем информации, заключенной в текстах Чтение - удел немногих
Учить читать- главная задача всякого учителя Научить искать смысл написанного, учится терпению, наблюдательности, развитие воли, воспитание добра……….- совершенствование личности Добрые люди и не подозревают, – отмечал он, – каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели (Гёте)
Информация к размышлению Что важнее: Сначала понять, а потом заучить? Сначала запомнить, а потом понять?