Психологические аспекты формирования готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ О.А.Беляева, к.пс.н. педагог-психолог СОШ59 г.Ярославль
Основные трудности школьников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ познавательные личностные процессуальные -особенности переработки информации в ходе ЕГЭ и ОГЭ, -специфика работы с тестовыми заданиями, -недостаточный объемом знаний, -неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета -индивидуальные особенности и состояния, -отсутствие возможности получить поддержку взрослых -сама процедура экзамена - отсутствие четкой стратегии деятельности.
Понятие «готовность» O Активно-действенное состояние личности O Состояние мобилизации человека, которое обеспечивает эффективное выполнение определенных действий Понимание стоящих задач Принятие условий выполнения Стремление прилагать усилия Владение способами организации деятельности
Понимание стоящих задач Ученик Формирование отношения к экзамену как средству достижения целей личностного и профессионального самоопределения Педагог Помощь в объективной оценке уровня знаний Корректность оценки выпускника Родитель Поддержка в определении профессионально-образовательного маршрута ребенка
Россия Ярославская область
Принятие условий выполнения деятельности Ученик Знание о процедуре экзамена «Развенчание мифов» о ЕГЭ Принятие «правил игры» Педагог Принятие личностных особенностей выпускника Ознакомление со спецификой экзаменационной процедуры Родитель Принятие личностных особенностей и выбора ребенка Помощь на этапе подготовки к экзамену Поддержка в экзаменационный период
Стремление прилагать усилия для реализации решений Ученик Приемы тайм-менеджмента, мнемотехники, поиск способов распределения сил и поддержки работоспособности Стратегии работы с материалом на различных этапах деятельности Педагог Оценка усилий выпускника в подготовке к экзамену Своевременная объективная «обратная связь», анализ деятельности Родитель Контроль за состоянием ребенка Обеспечение максимально благоприятного «фона» в период подготовки и сдачи экзаменов
Владение способами организации деятельности Ученик Пробные варианты тестирования Навыки стабилизации эмоционального состояния («совладания со стрессом»)в экзаменационный период Педагог Тренировка Ознакомление с алгоритмом решения типовых заданий Определение способов работы с «нетипичными» заданиями Родитель Помощь в определении оптимальных стратегий поведения, индивидуальных способов достижения результата
Работа педагога-психолога Просвещение Психологическая диагностика Психопрофилактика эмоционального стресса Развивающая работа Консультирование Профориентационная работа
«Тот, кто знает «ЗАЧЕМ», выдержит любое «КАК» Ф.Ницше