Акмеизм
Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Акмеисты, или как их еще называли «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор Лозинский М.Л.), а также несколько альманахов «Цеха поэтов».
Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала;
Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г.Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А.Ахматовой: «Акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». На заседаниях «Цеха» решались конкретные вопросы, он являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.
Представители акмеизма:
Николай Гумилёв Гумилев Николай Степанович ( ), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
Объявив новое направление акмеизм наследником символизма, закончившего «свой путь развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын», включенная в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит». Следующий сборник «Колчан» (1916), драматическая сказка «Дитя Аллаха» и драматическая поэма «Гондла» (обе 1917) свидетельствуют об усилении в творчестве Гумилева повествовательного начала.
Михаил Зенкевич Михаил Александрович Зенкевич ( ). Учился в саратовской гимназии, был взят под надзор полиции за связь с большевиками. В Петербурге в 1915 окончил юридический факультет, слушал лекции по философии в Берлине. Печататься начал в саратовском журнале как автор политических стихов. В 1908 в столичных журналах «Весна» и «Образование», а потом и в «Аполлоне» появляются его «вычурные, но образные» стихи, после чего Н. Гумилев привлекает его в только что созданный «Цех поэтов».
Одна из первых книг, вышедших под маркой этого кружка, «Дикая порфира» (1912) М. Зенкевича. Выбранные в качестве заглавия слова Баратынского из стихотворения «Последняя смерть» проясняли пафос «первобытных» стихов М. Зенкевича, с их пророчествами грядущей космической катастрофы, возвращением к первоначальному хаосу, когда земля отомстит оскорбившему ее человеку. Натурфилософские и естественнонаучные темы сборника сближали его с другим поэтом «левого фланга акмеизма» В. Нарбутом. Собратья по цеху приветствовали «адамизм» «вольного охотника» и его приверженность «земле»; Брюсов сдержанно отметил «научность»; Вячеслав Иванов, глубже других понявший смысл «геологических и палеонтологических картин», написал: «Зенкевич пленился материей, и ей ужаснулся». Увлечение материальной природой и откровенными физиологическими описаниями, намеренный антиэстетизм, приводили к тому, что последующие произведения М. Зенкевича не всегда могли быть пропущены цензурой, а сам автор порой отказывался от их публичного чтения. Так же со временем все больше переключался на переводческую работу.
Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.