Корень учения горек, да плод его сладок.
Царства живой природы Жизненные формы растений 11 22
3 3 Животные бывают… К многоклеточным животным относятся… 4 4
Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов? Какой процесс характерен только для растений?
Птицы – животные, тело которых покрыто чешуёй У земноводных голая, нежная кожа Дождевые черви живут в воде Плавники нужны рыбам для дыханияУ некоторых пресмыкающихся есть панцирьУ насекомых 2 пары ног Своих детёнышей звери выкармливают молоком Живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают Растения и грибы - животные Наука о животных - зоология
Растения и грибы - животные Живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают Своих детёнышей звери выкармливают молоком У насекомых 2 пары ног У некоторых пресмыкающихся есть панцирь Плавники нужны рыбам для дыхания Дождевые черви живут в воде У земноводных голая, нежная кожа Птицы – животные, тело которых покрыто чешуёй
Тема урока «Экосистемы. Цепь питания»
Эко - система ДОМ, населенный разными организмами СИСТЕМА, в этом доме нет никого случайного, лишнего
Экосистема – совокупность живых организмов, которые приспособились к совместному проживанию в определенной среде обитания, образуя с ней единое целое. Экосистемы ПРИРОДНЫЕ Лес Луг Озеро Река Степь ИСКУССТВЕННЫЕ Сад Поле Аквариум
Кто что ест?
Плотоядные Травоядные Всеядные Животные
Распределить животных на группы полевая мышь волк тля клёст-еловик божья коровка ушастая сова щука олень
Распределить животных на группы клёст-еловик щука олень волк полевая мышь ушастая сова тля божья коровка
Пищевые цепи
Взаимоотношения между организмами в эко системе обусловлены питанием. Это одна из форм связи. Она образует цепь питания. Цепь питания – это такая последовательность организмов, при которой каждый предыдущий организм является пищей для последующего.
ПРАВИЛА ПИЩЕВЫХ ЦЕПЕЙ 1. Солнце – источник энергии на Земле. 2.Зелёные растения –начальное звено цепи, они производители органических веществ (продуценты). 3. Животные – потребители (консументы I, II, III пр.) 4.Грибы, микроорганизмы – разрушители (редуценты).
Производители (продуценты) – автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез (растения, водоросли).
Потребители (консументы) – гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество. Консументы бывают трех порядков: растительноядные животные плотоядные животные всеядные животные
Разрушители (редуценты) - это обычно бактерии и грибы питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных.
Пищевые или трофические цепи - это последовательность разных видов организмов, по которой вещество и энергия передаются с уровня на уровень, поскольку одни организмы поедают другие сосна жук короед жук короед дятел ястреб
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
Составьте цепи питания заяц 2 лиса 3 осина 4 ястреб 5 дрозд 6 листва 7 Дождевой червь ОТВЕТ
ВЫВОД: цепочек в лесу много. Ими сцеплены и звери, и птицы, и насекомые, и растения. Отдельно друг от друга им не прожить
Практическая работа Цель: научиться составлять пищевые цепи, закрепить понятие экосистемы и пищевой цепи «Составление цепей питания экосистемы озера и аквариума»
Экосистема озера
Экосистема аквариума Организмы- производители Организмы-потребители Организмы- разрушители Элодея, валлиснерия, гигрофила, аир, криптокорина, водяной папоротник, стрелолист, амбулия Гуппи, телескопы, барбусы, макроподы, данио, гурами, меченосцы, кардиналы, прудовики, катушки, аквариумный рак, золотая рыбка Бактерии, грибы
Вывод: Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются объектами питания других организмов. Между ними существуют пищевые связи. Благодаря этим связям экологическая система сохраняется и существует как единое целое.
1. Прочитать § 9 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Закончить выполнение практической работы в тетради(стр ). 3. Творческая работа: 3. Творческая работа: на листах А4 составить цепи питания сада и луга. Охарактеризовать каждое звено.