* Понятие «технология». * Экономическая целесообразность экспорта и импорта технологий. * Франчайзинг. * Международный лизинг.
* Иоганн Бекманн ( ) * 1777 «Введение в технологию, или О знании цехов, фабрик и мануфактур» * 1806 «Набросок общей технологии» * Технология – это наука о переработке естественных предметов и совокупность знаний о ремесле
* Схема деятельности, характеризующаяся повторяемостью, воспроизводимостью, с акцентом на отношении цель-средство (А. Грунвальд). * Понятие «технология» применимо к любому виду человеческой деятельности * Техника амбивалентна
* На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов * Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным * Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. * Путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер.
* средство увеличения дохода; * форма борьбы за товарный рынок; * способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, т.к. отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры; * средство расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов; * способ установления контроля над зарубежной фирмой через условия лицензионного соглашения; * способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм; * возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя.
* доступ к новшествам высокого технического уровня; * средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени; * средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы; * условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий.
* предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.
* Ноу-хау не относится к государственным секретам. * К ноу-хау не относятся устав и другие учредительные документы предприятия, сведения, представляемые по формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, и иные сведения, определенные постановлением Правительства РСФСР от г. 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" * Под ноу-хау, помимо научно-технических решений, понимают также знания нетехнического характера, которые ранее в рамках существовавших правовых возможностей не охранялись. С этой точки зрения объектами ноу-хау могут являться, например, методы рациональной организации производства, в частности, графики профилактического ремонта оборудования, осуществляемого без остановки производства, результаты изучения конъюнктуры рынка, обзоры литературы, из которых можно получить информацию о технических и потребительских характеристиках конкурирующих товаров, и т. п. * Для ноу-хау, имеющего научно-технический характер, не имеет значения его уровень. Это могут быть как простейшие технические решения, так и решения, на которые их владелец мог бы получить патент на изобретение, но предпочел сохранить это решение в тайне. * Для того чтобы использовать ноу-хау, зачастую необходимо обладать специальными знаниями, т. е. быть специалистом в соответствующей области науки и техники. Ноу- хау не может быть прямо заимствовано из доступных источников, оно является результатом творческой работы, которую приходится делать в процессе подготовки и организации производства, изготовления и коммерческой реализации продукции. Ноу- хау можно определить как сплав знаний и опыта. * Ноу-хау связано непосредственно с производством любого рода. * Ноу-хау не защищаются патентами в стране, где оно создано, или в других странах. * Ноу-хау является секретом производства, что предполагает конфиденциальный режим его использования. * Признаком ноу-хау является "отсутствие свободного доступа на законном основании" к информации, составляющей ноу-хау.
* Компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. * История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
* Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины. * Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком. * Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
* сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании; * возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем); * использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов; * гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках; * бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
* финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.
* оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду; * финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.
* Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный - сдачу в аренду через третье лицо. * Экспортный лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору. * Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах