Урок русского языка «Что изучает фонетика» Терещенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 47 г. Краснодара.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Advertisements

Презентация урока по русскому языку на тему : «Фонетика. Звуки речи и буквы». Учитель ГБОУ СОШ 618 Катанова И.Н.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школа 3, г. Осинники.
«ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ» ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ 5 класс Учитель Устиненко Е.В.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского для 5 класса «Фонетика. Орфоэпия.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Урок 3 ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Четырнадцатое октября. Классная работа. Фонетический разбор. Подготовка к контрольной работе.
Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Подготовила: Маршинина Лариса Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворона 2013 год.
Фонетика. Гласные и согласные звуки Цели урока: - сообщить, что изучает фонетика; -рассказать об образовании звуков речи; -познакомить со способами отличия.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Садыкова Нина Анатольевна. 1.Повторить и закрепить изученное по разделу «Фонетика и орфоэпия» 2.Подготовить учащихся к контрольной работе.
Транксрипт:

Урок русского языка «Что изучает фонетика» Терещенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 47 г. Краснодара

Цели деятельности учителя 1) Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», научить понимать, какую роль играют звуки в речи. 2) Развивающая : развить орфографическую грамотность на основе фонетического анализа слова, обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. 3) Воспитательная: воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи.

Планируемые образовательные результаты Предметные : знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.

Эпиграф Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких… Н.В. Гоголь

СЛОВАРЬ Диапазон от др.-греч. δι πασ ν (χορδ ν) через все (струны)греч. Диапазон интервал значений какой-либо величины. Диапазон в музыке охват звуко высот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента. Диапазон в переносном значении объём, охват: знаний, интересов и т.п.

Кроссворд Вопросы: 1) Обозначение звука на письме в квадратных скобках ? 2) Из чего состоит предложение? 3) Что выражает законченную мысль? 4) Что бывает описанием, рассуждением, повествованием? 5) Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать, в начальной школе есть такой урок? 6) Он состоит из 33 букв в русском языке? 7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? 8) Раздел русского языка, который изучает слово и его значение?

1Фонема 2Слово 3ПредложеНиЕ 4ТЕкст 5Чис Тописание 6АлфавИТ 7Оцен Ка 8ЛексикА

Работа по группам Группа «Биологи» рассказывает о строении речевого аппарата и образовании гласных и согласных звуков, пользуясь схемой в учебнике и таблицей.

Работа по группам Группа «Языковеды» знакомится с эпиграфом ( высказывание Н.В. Гоголя), объясняют его смысл, выбирают из высказываний, записанных на доске, те, которые связаны с темой «Фонетика»; пытаются найти звуки русского языка, которых нет в иностранных языках, изучаемых детьми.

Работа по группам Группа «Знатоки», используя дополнительные источники, коротко рассказывает о Бодуэне де Куртенэ, его достижениях в области фонетики, фонеме и обобщает все знания по теме «Фонетика», опираясь на материалы упражнения.

Работа по группам Группа « Математики» вспоминает, на какие группы делятся все звуки речи, подсчитывает количество гласных и согласных звуков в русском языке, а также в высказывании Н.В. Гоголя.

СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Высказывания о разделах русского языка 1)Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать. Г. А. Золотова 2)..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику. Д. Н. Ушаков 3) Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. В. Г. Белинский 4) Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Д. С. Лихачёв 5)Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. «Энциклопедический словарь юного филолога» 6) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Г. Паустовский

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ – выдающийся русский и польский лингвист, впервые выделил главную единицу фонологии - фонему. Этот термин существовал и раньше, но Бодуэн де Куртенэ придал ему новый смысл: фонема в отличие от звуков существует вполне объективно, одинаковым образом для всех. Как мельчайшая единица языка, она принадлежит сознанию человека, а не потоку звуковой речи. В фонему объединяются звуки, которые для носителя языка не различаются между собой. Бодуэн де Куртенэ при выделении фонемы прямо опирался на «языковое чутьё» носителей языка. Безусловно, психологическое восприятие фонемы отражается в буквенных письменностях.

ЗВУКОПИСЬ – прием повтора одинаковых звуков для создания образа

Физкультминутка СКОРОГОВОРКА На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного : [ком] - … Какую роль играют звуки в речи? Выполните упражнение по заданию

Глядя на картинки, запишите слова с корнем - ФОН-. Какие по строению слова у вас получились? Проверьте написание слов с этим корнем по словарю.

ТЕСТ Фонетика наука об обозначении звуков буквами Графика единица фонетики Звук наука о правильном произношении Орфоэпия смыслоразличитель Фонема наука о звуках

Фонетика наука о звуках Графика наука об обозначении звуков буквами Звук единица фонетики Орфоэпия наука о правильном произношении Фонема смыслоразличитель ОТВЕТЫ:

Критерии оценивания работы «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - более 3 ошибок

Домашнее задание 1) Выучить правило п ) Из слова ФОНЕТИКА составить как можно больше слов. 3) Познакомиться со словами из раздела ЗСП-8( словарные слова), записать в словарь. 4) Задание повышенной трудности для сильных учеников: упражнение 180(1. Понятно ли, о чем идет речь,если слышишь слова, луК, об Ижать, мячи, роТ, ? Почему? 2. С данными словами составьте словосочетания таким образом, чтобы разница в написании этих слов проявлялась отчетливо. Запишите эти словосочетания.)

Рефлексия -Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их? - Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух: - Сегодня я узнал… - Сегодня было интересно… -Я понял, что… - Сегодня я научился… - Я не совсем понял… - Я не понял…

Литература 1 ) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», )Львов В.В. Русский язык. Диагностика результатов образования. 5 кл.: учебно-методическое пособие к УМК «Русский язык.5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта/ В.В. Львов. – М.: Дрофа, )Львов В.В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку.5 кл.- М., Дрофа, )интернет-ресурсы 5)Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», интернет-ресурсы 6)Русский язык.5 кл. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. – М., Дрофа, 2013