Москва, 2 июня 2015 г. Старцев Я.Ю., в.н.с. Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС, к.полит.н., доцент Предложения по системному правовому регулированию вопросов совершенствования и развития в сфере деятельности органов государственного управления (государственного участия в изменениях и развитии; государственного управления изменениями и государственного управления развитием)
Рекомендуемые изменения в проекте ФЗ «О государственном управлении» 1. Позиционирование и разработка проекта ФЗ о ГУ как пилотного варианта или предварительного этапа работы над Административным кодексом 2. Обособленное регулирование управления функционированием и деятельности, направленной на развитие 3. Упрощение системы мониторинга и контроля
Детализация предложений: 1. Позиционирование и разработка проекта ФЗ о ГУ как пилотного варианта или предварительного этапа работы над Административным кодексом Проблемы, не решаемые принятием отдельного ФЗ: - интеграция правового регулирования разных уровней публичного управления (единообразное регулирование принципов, процедур и понятий для федерального, регионального и муниципального управления) - интеграция правового регулирования разных видов государственной службы (гражданской, военной, милитаризованной) - интеграция правового регулирования разных направлений деятельности органов публичной власти (государственные и муниципальные услуги, государственный и муниципальный заказ, работа с обращениями граждан, досудебное обжалование, распоряжение государственным и муниципальным имуществом, стратегическое и краткосрочное планирование, административные процедуры) - интеграция правового регулирования процедур деятельности государственных (муниципальных) органов и государственных (муниципальных) учреждений
Детализация предложений: 1. Позиционирование и разработка проекта ФЗ о ГУ как пилотного варианта или предварительного этапа работы над Административным кодексом Проблемы (угрозы), провоцируемые принятием ФЗ «О государственном управлении» (без перспективы его трансформации в Административный кодекс): проблема субординации правовых актов - низкий уровень востребованности закона правоприменительной практикой - дублирование понятий и регулирующих норм в разных правовых актах - формирование различных трактовок и определений понятий, принципов и процедур
Детализация предложений: 1. Позиционирование и разработка проекта ФЗ о ГУ как пилотного варианта или предварительного этапа работы над Административным кодексом Рекомендации по разработке проекта ФЗ «О государственном управлении»: - максимально приблизить структуру проекта ФЗ к желательной структуре Общей части будущего Административного кодекса - при представлении проекта ФЗ, использовать его для обоснования необходимости разработки Административного кодекса - предложить разработку концепции Административного кодекса, в качестве самостоятельной НИР, к включению в государственное задание РАНХиГС
Детализация предложений: 2. Обособленное регулирование управления функционированием и деятельности, направленной на развитие Проблемы, требующие решения: - недостаточное правовое разграничение механизмов управления в зависимости от принципиальных различий объекта и целей (в проекте ФЗ: единообразный подход к определению объекта и целей государственного управления, смешение организационного планирования и ориентированной на общество проектной деятельности) - недостаточность специальных требований, связанных с управлением изменениями, в части востребованности и закрепления результатов реализованных проектов и программ (в проекте ФЗ: не рассмотрено) - недостаточный учёт разнородности результатов при оценке результативности и эффективности разных видов управленческой деятельности (в проекте ФЗ: единообразный подход к определению результативности, смешение категорий результативности и эффективности)
Детализация предложений: 2. Обособленное регулирование управления функционированием и деятельности, направленной на развитие Рекомендации по разработке проекта ФЗ «О государственном управлении»: - разграничение текущего планирования (режим функционирования) и проектного (программно-целевого) планирования - разграничение критериев результативности подконтрольных органам власти процессов (управление) и неподконтрольных процессов (стимулирование, ограничение, регулирование, другие формы воздействия, не формирующие управленческого цикла) - разработка принципов (норм), регулирующих интеграцию результатов реализации проектов (программ) в функционирование органов власти
Детализация предложений: 3. Упрощение системы мониторинга и контроля Проблемы, требующие решения: - избыточный объём (частота, масштабы) контрольно- отчётных мероприятий - несогласованность требований, критериев и форм контроля и отчётности - смешение, в управленческой практике, контроля над результатами и контроля над процессом
Детализация предложений: 3. Упрощение системы мониторинга и контроля Рекомендации по разработке проекта ФЗ «О государственном управлении»: - количественное ограничение контрольно-отчётных мероприятий (форм, документов и пр.) в проекте ФЗ - закрепление в проекте ФЗ принципов (норм), обеспечивающих согласование требований и формы требований для различных контрольно-отчётных мероприятий - интеграция оперативно-исполнительских и контрольно- отчётных действий, с использованием ИТ (закрепление в качестве принципа, ограничительного требования или процедуры в проекте ФЗ)