Актуальные вопросы законодательства в области защиты от недобросовестной конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Казань, 2015 г. Недобросовестная конкуренция в сфере интеллектуальной собственности ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления.
Advertisements

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАЩИТА ПРОТИВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ О.В. Новосельцев, к.т.н., к.ю.н., патентный поверенный РФ, президент Компании.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Москва, 2013 г. Недобросовестная конкуренция и право интеллектуальной собственности ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА А.Б. Кашеваров, заместитель руководителя.
Саратов, 2013 г. Инициативы ФАС России в сфере интеллектуальной собственности ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления контроля.
Пути применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам в свете принятия Модельного закона о конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Особенности охраны и защиты общеизвестных товарных знаков на выставках. Докладчик: Глаголева Л. Н. Должность: Ведущий юрисконсульт ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР»
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «Особенности законодательного регулирования Интернет-рекламы» Воронеж, 2010 г.
Наименование места происхождения товара. Определение 1. Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее современное.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
IV Форум Корпоративных Юристов Елена Городисская адвокат, патентный поверенный, кандидат юридических наук Тел.: (+7495) Факс: (+7495)
ВОЗМОЖНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОМУ ПРОДВИЖЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК И. ВАЙНШТОК Генеральный директор.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
П РАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Москва, 2014 г. Антимонопольное законодательство и защита интеллектуальных прав И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС России.
Тема 4. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Транксрипт:

Актуальные вопросы законодательства в области защиты от недобросовестной конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Казань, 2015

Новеллы законодательства о недобросовестной конкуренции 2 Необходимость уточнения перечня форм недобросовестной конкуренции с учетом сложившейся судебной и административной практики Закрепление надлежащей квалификации отдельных действий хозяйствующих субъектов как акта недобросовестной конкуренции Сближение положений российского законодательства о недобросовестной конкуренции с европейской практикой применения положений антимонопольного законодательства Предпосылки для изменения законодательства: Федеральным законом от ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена новая глава 2 1, посвященная защите от недобросовестной конкуренции

Новый закон: структура и содержание 3 Формы НДК выделены в отдельную главу Закона о защите конкуренции Расширен перечень форм НДК, напрямую предусмотренных законом Формы НДК раскрыты через категории и понятия (дискредитация, смешение и т.п.), принятые в европейской практике Определение и признаки недобросовестной конкуренции (НДК):

Формы недобросовестной конкуренции (глава 2 1 ФЗ «О защите конкуренции) Дискредитация (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту или нанести вред его деловой репутации) – статья 14 1 ; Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара, его производителя и иных свойств – статья 14 2 ; Некорректное сравнение хозяйствующим субъектов производимых и реализуемых товаров с другими хозяйствующими субъектами либо производимыми и реализуемыми ими товарами – статья 14 3 ; Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации – статья 14 4 ; Продажа, обмен, иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – статья 14 5 ; Смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами – статья 14 6 ; Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну – статья

Запреты Закона о защите конкуренции, направленные на предотвращение паразитарной конкуренции: Запрет смешения путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (п.2 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции); Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (п.4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции); Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг (ч.2 ст.14 Закона о защите конкуренции).

Формы недобросовестной конкуренции : 6 Недобросовестная конкуренция в форме дискредитации пресечение распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут повлечь подрыв доверия клиентов потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции нарушителя Доказыванию подлежат обстоятельства: а) факт распространения информации, б) ее недостоверность (ложность, неточность, искаженность) в) возможность причинения вреда (ущерба деловой репутации) Признаки недостоверности информации Ложность – полное несоответствие информации действительному положению дел Искаженность – интерпретация информации применительно к конкуренту, влекущая неверное, негативное восприятие ее потребителями Неточность – распространение информации о конкуренте не в полном объеме, что не позволяет получить исчерпывающе верное представление о факте или событии

Формы недобросовестной конкуренции : 7 Недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение пресечение распространения позитивной информации о деятельности самого распространителя и/или его товара, когда распространяемая информация тем или иным образом не соответствует действительности; Если при дискредитации хозяйствующий субъект стремится опорочить своего конкурента и тем самым вызвать отток от него потребителей, то при введении в заблуждение распространяется позитивная информация о предполагаемом нарушителе или его товарах У потребителя формируется ложное впечатление относительно : качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, его назначения, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого, его пригодности для определенных целей количества товара, предлагаемого к продаже, наличия его на рынке, возможность приобретения на определенных условиях, размера спроса на него место производства, изготовителя товара, гарантийных обязательств, условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены

Формы недобросовестной конкуренции : 8 Недобросовестная конкуренция в форме некорректного сравнения сравнение путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара (или) («лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных) без указания конкретных характеристик или при их искажении (в отношении неограниченного круга хозяйствующих субъектов – конкурентов или товаров); сравнение, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены (некорректное сравнение с конкретным хозяйствующим субъектом – конкурентом (товаром); сравнение, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах

Формы недобросовестной конкуренции : 9 Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг направлено на пресечение действий, направленных преимущественно на препятствование предпринимательской деятельности иных хозяйствующих субъектов-конкурентов посредством приобретения прав на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, и реализации этих прав Состав недобросовестной конкуренции и направление применения данной нормы соответствуют ранее действующей редакции части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции Прямо указано на право заинтересованного лица направлять соответствующее решение антимонопольного органа в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку

Механизм защиты по статье 14 4 Закона о защите конкуренции 10 Статья 14 4 Закона «О защите конкуренции» П. 6 ч. 2 ст ГК РФ: предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией Палата по патентным спорам (отмена регистрации товарного знака)

Формы недобросовестной конкуренции : 11 Недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности Пресечение использования нарушителем без санкции правообладателя результатов интеллектуальной деятельности во вводимых в оборот товарах, работах, услугах при их продаже, обмене или ином введении в оборот, - то есть пресечение одной из форм паразитической конкуренции; Относится не к любым результатам интеллектуальной деятельности, а только о таких, которые охраняются в режиме исключительных прав; Регулирование аналогичных правоотношений с использованием средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту, устанавливается следующей статьей 14 6 Закона о защите конкуренции

Формы недобросовестной конкуренции : 12 Недобросовестная конкуренция путем создания смешения Нарушение состоит в реализации своего товара под видом товара конкурента и сопровождается введением потребителя в заблуждение относительно производителя, качества, потребительских свойств и иных характеристик товара; Предполагаемый нарушитель получает преимущества в виде привлечения к своей продукции потребителей, которые полагают, что приобретают оригинальный товар Способы создания смешения (перечень не является исчерпывающим): Использование средств индивидуализации продукции, товаров, работ, услуг конкурента (товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров); Использование средств индивидуализации юридического лица, а именно фирменных наименований и коммерческих обозначений; Копирование или имитация внешнего вида товара конкурента, упаковки, этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины)

Формы недобросовестной конкуренции : 13 Недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую, иную охраняемую законом тайну Объектом действий является достоверная информация: коммерческая, служебная и иная охраняемая законом тайна; Состав нарушения включает в себя два элемента: получение (возможность ознакомления со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну хозяйствующего субъекта – конкурента) и использование (применение указанных сведений с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности). Недобросовестное использование конфиденциальной информации: Когда информация получена не от лица, имеющего право ей распоряжаться; Конфиденциальная информация получена вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться; Конфиденциальная информация получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения

Иные перспективные формы применения запрета на недобросовестную конкуренцию 14 Использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта Касается практики получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем использования репутации другого хозяйствующего субъекта, в том числе не являющегося конкурентом, путем использования принадлежащих ему средств индивидуализации либо путем создания впечатления о причастности к предпринимательской деятельности такого хозяйствующего субъекта (о партнерстве, наличии правопреемства и т.п.) Требует оценки конкурентной тактики нарушителя в целом для доказывания направленности действий на получение преимуществ за счет репутации иного лица Направлено на внедрение в России сложившейся практики применения положений Парижской конвенции к защите «гудвилла», что уже отражено в судебной практики ВАС РФ, Суда по интеллектуальным правам, ФАС России

15 Формирование судебной практики Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 16912/11 от 24 апреля 2012 года «Регистрация под другим классом МКТУ спорного товарного знака «VACHERON CONSTANTIN» представляет собой акт недобросовестной конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах, запрещенный статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и статьей 10 Гражданского кодекса».

Заявитель выпускал продукцию luxery сегмента (часы) более 200 лет, обозначение VACHERON CONSTANTIN ассоциируется у потребителей с приобретенной репутацией швейцарских часовых изделий, качеством товара и социальным уровнем, присущим потребителям продукции компании Примеры антимонопольных дел (часть 2 ст.14 Закона о защите конкуренции) На территории РФ вводилась в гражданский оборот кожгалантерея, маркированная товарным знаком VASHERON (рег. в 2008) и декорированная изображением мальтийского креста 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas 17