Р ЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. И ТОГИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕНТЯБРЯ 2015 Г. Учитель – логопед МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлёва » Пищагина Нина Алексеевна
Изучение уровня развития речи 49 первоклассников.(100% от общего числа )
1. Пространственная ориентировка сформирована 1А 22 чел. (88%) 1Б 20 чел. (86%) 2. Временная ориентировка: времена года, месяцы, дни недели 21 ч 15 ч 20 80%73%76 % 13 ч 12 ч 13 ч 56% 52% 56% 3. Фонематическое восприятие 20 чел. (76%) 13 чел. (56%) 4. Навыки языкового анализа: анализ предложений 24 чел. (92%) 19 чел. (82%) определение 1 звука 25 чел. (96%) 22 чел. (95%) определение последнего звука 23 чел. (88%) 13 чел. (56%) полный звуковой анализ односложных слов 19 чел. (70%) 12 чел. (52%) деление на слоги 20 чел. (76%) 13 чел. (56%)
5. Звукопроизношение сформировано 1А 16 чел. (61%) 1Б 12 чел. (52%) 6. Слоговая структура слов 21 чел. (80%) 18 чел. (78%) 7.Словарь: обобщений словообразовательный( детёныши) антонимов 21 чел.(80%) 22 чел.(88%) 18 чел.-69% 15(65%) 8. Грамматический строй 21 чел. (80%) 18 чел. (78%) 9. Связная речь 21 чел. (80%) 18 чел. (78%)
Речевые нарушения 1 а класс 1 б класс Фонетические дефекты 5 чел 3 чел. Фонетико- фонематические, фонематические нарушения 1 чел.5 чел. Общее недоразвитие речи(3-4 уровня) 5 чел. Несформированност ь средств языка - - Всего с наруш. речи:11 чел(44%) 13 чел.(56%)
Речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на 3 группы: Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения отдельных звуков и их групп без других сопутствующих проявлений, т.е. фонетические дефекты. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков.
Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны- произношения, фонематических процессов - фонетико-фонематическое недоразвитие. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (н-р, звонкие-глухие) и артикуляционного (н-р, свистящие – шипящие) сходства и различия, не учитывают смыслом- различительного значения этих звуков в словах (н- р, бочка=почка, басня=башня. Это осложняет формирование представлений о звуковом составе слова.
Третью группу составляют учащиеся, у которых нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысломвую сторону речи- это общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи имеет разные выражения от полного отсутствия речи до лёгких форм с элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития. У тех учащихся 1 класса, кто не получал ранее логопомощи, наиболее ярко выражена несформированность устной формы речи. Наблюдаются резко выраженные недостатки произношения, несформированность фонематических процессов. Словарный запас ограничен обиходно- бытовой тематикой и качественно неполноценен. Грамматический строй также оказывается недостаточно сформированным.
Если вы хотите помочь ребёнку, то не забывайте, что: -ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система; -родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть положительного результата; -необходимо выполнять всё, что назначено специалистом. И не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе наступившее улучшение быстро сойдёт на нет, и проблемы усилятся; -помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он «не лодырь», «не тупой»… Просто ему надо помочь!