Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе Каменева Е.А., Розина Н.М. С участием: Гунявиной Н.Л., Зададаева С.А., Рыльской М.А. Moscow 2015
1. Характеристики и преимущества интерактивного обучения 2. Модернизация образовательного процесса: необходимость использования интерактива 3. Методические рекомендации по реализации интерактивной формы обучения в Финансовом университете ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе, организованном традиционно (А), с использованием активных (Б) и интерактивных (В) методов обучения ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СТУДЕНТ А ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СТУДЕНТ Б ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СТУДЕНТ В ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1. Характеристики и преимущества интерактивного обучения
«Человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности» Karnikau R., McElrоy F. Cоmmunicatiоn for the Safety Prоfessiоnal: Chicagо, Цель интерактивного обучения – реализация компетентностного подхода, повышение эффективности образовательного процесса, достижение обучающимися высоких результатов Психологическая задача - вывести студента на уровень рефлексии учебного материала, его сопереживания на личностном восприятии (личностном опыте). …. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1. Характеристики и преимущества интерактивного обучения Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающихся АКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ФГОС ВПО Интерактив в бакалавриате: - не менее 20-30% занятий Интерактив в магистратуре: – не менее 30-50% Стратегия развития Финуниверситета: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Подзадача: развитие новых образовательных технологий и систем поддержки образовательного процесса Задача, мероприятие, проект Целевые индикаторы Значение показателя Распространение активных и интерактивных форм учебной работы с обеспечением методических рекомендаций Доля охвата занятий, % (бакалавриат) Доля охвата занятий, % (магистратура) Доля охвата занятий, % (аспирантура) ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 2. Модернизация образовательного процесса: необходимость использования интерактива ФГОС ВО Требований к интерактиву нет, но подчеркивается необходимость взаимодействия
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 3. Методические рекомендации по реализации интерактивной формы обучения в Финансовом университете СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ Введение 1. Особенности организации интерактивного обучения 2. Использование интерактива при проведении лекционных занятий 3. Использование интерактива при проведении семинаров (практических занятий) 4. Использование интерактива при реализации самостоятельной работы 5. Основные технологии интерактивного обучения 6. Требования к организации и проведению занятий в интерактивной форме 7. Рекомендуемая структура методических материалов для проведения занятий в интерактивной форме ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ формирование единых подходов к организации и проведению занятий в интерактивных формах
Вид интерактива ЛекцияСеминар Самост. работа Проблемная лекция* Мини-лекция* Лекция-провокация* Лекция вдвоем (бинарная)* Лекция - пресс-конференция* Групповая, научная дискуссия, диспут** Мозговой штурм** Кейс-метод*** Дерево решений*** Просмотр и обсуждение видеофильма*** Дебаты** Обсуждение в группах * Круглый стол * Проектный метод (метод проектов) ** Деловая (ролевая) игра * Тренинг * Коллоквиум * Вузовская, межвузовская видео- конференция*** Компьютерная симуляция ** ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 3. Методические рекомендации по реализации интерактивной формы обучения в Финансовом университете
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОКЛАД ОКОНЧЕН Каменева Е.А.