Нации и межнациональные отношения
Цели урока 1. Изучить понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. 2. Познакомиться с проявлением толерантного сознания и поведения, представлений о политических и правовых средствах урегулирования межнациональных конфликтов. 3. Изучить формы развития национальных отношений.
Формы общностей Племя этносоциальная общность доклассового общества, характеризуется кровно-родственными связями между людьми. Народность исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая следует за племенем и предшествует нации. Нация определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Тенденции развития национальных отношений Интеграция Дифференциация
Последствия межнациональных конфликтов
Пути разрешения межнационального конфликта 1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов. 2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. 3. Создание эффективно действующих международных организаций для мирного разрешения национальных споров 4. Предоставление национально-культурной автономии всем желающим, что позволит им сохранить свои обычаи, язык, культуру.
Национализм Преимущественное положение своей нации над другими
Межнациональные конфликты Причины их возникновения: - Усложнение социально- экономического развития стран мира. - Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда руководителей. - Колониальное наследие. - Ошибки и просчеты ряда стран в решении национальных вопросов.
Нацизм в России
Людям нужен мир
Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? О чем бы вы хотели еще узнать по данной теме? С какими выводами урока вы не согласны? Какие правила вы для себя выработали в поведении общения с людьми разных национальностей?
Дайте определения терминов: Физическое истребление населения по национальным, религиозным и другим признакам. Законодательно закрепленная расовая дискриминация. Крайняя агрессивная форма насилия. Навязчивая неприязнь к «чужим». Ущемление прав человека. Терпимость. Геноцид - Апартеид - Шовинизм - Ксенофобия - Дискриминация - Толерантность -
Практикум 1. Как вы понимаете высказывание Г. Лессинга: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими». 2. Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессии»?
Помните: - природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах; - нет наций плохих или хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки; - национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.