Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии
Структура логопедического занятия при дизартрии Ход занятия 1. Организационный момент с психотерапией. 2. Общее расслабление. 3. Развитие общей моторики. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Массаж лица. 6. Развитие мимических мышц. 7. Развитие артикуляционной моторики. 8. Работа над развитием дыхания и голоса. 9. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). 10. Формирование лексико-грамматической стороны речи. 11. Домашнее задание. 12. Итог занятия. 13. Оценка работы детей на занятии.
Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.
К общепедагогическим условиям относятся: - комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие; - степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности; - взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов группы, логопеда и родителей; - систематичность проведения занятий; - подчиненность заданий теме и целям занятия; - разнообразие организационных и методических приемов работы; - дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка;
Специальными коррекционными условиями являются: - системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции; - патогенетический обоснованный выбор коррекционных приемов; - осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии; - обязательная реализация следующих направлений коррекционно- логопедической работы на подготовительном этапе: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания, нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры, формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений; -опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков; - учет контекстуальных влияний при подборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения; - коммуникативная направленность обучения.
Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям (Лопатина Л.В.): формирование кинестетической основы движения, формирование кинетической основы движения. Определяющим является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов.
Подключение упражнений на аппликаторе Кузнецова Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропиванием гласных звуков.