ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ 1. Теоретические основы международной торговли 2.Сущность, формы и показатели развития международной торговли товарами
1. Теоретические основы международной торговли Теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Эволюция теорий международной торговли 1. Первые попытки определить смысл внешней торговли была сделана в XVXVIII вв.- в экономическом учении меркантилистов (Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер ). Придерживаясь статического взгляда на мир, они исходили из следующего: богатство страны ассоциировало сь с золотом и серебром, которыми она располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств; богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой.
2. Основы теории международной торговли сформулированы в конце XVIII начале XIX вв. А. Смитом и Д. Рикардо в рамках классической школы. А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) вывел теорию абсолютных преимуществ.
В соответствии с теорией А. Смита: правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю; Нации должны специализироваться на производстве товаров, в производстве которых у них есть преимущества; экспорт является положительным фактором для экономики страны.
Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что страны экспортируют товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.
Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ, введя понятие альтернативной цены. Альтернативная цена отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара.
гг. XX в. теория Хекшера Олина - каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
4. Американский экономист русского происхождения В. Леонтьев обнаружил, что вопреки теории Хекшера Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.
Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется : факторные условия; условия спроса; стратегия фирм; характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране.
2. Сущность, формы и показатели развития международной торговли товарами Формой МЭО является международная торговля товарами (МТТ) - форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость. Благодаря ей расширяется емкость внутреннего рынка, и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым.
Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех государств, выражаемых в долларах США. Внешняя торговля обмен товарами той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг. Внешнеторговый оборот сумма стоимости экспорта и импорта страны.
Основные формы международной торговли: 1)экспорт 2) импорт товаров.
Показателями участия страны в международной торговле служат: экспортная квота показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке. импортная квота показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.
Мировой товарный рынок совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле- продаже товаров и услуг, имеющих специфические организационные международные формы или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. Множественность цен наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.
В современной МТТ применяются два вида основных цен: 1) Расчетные цены; 2) Публикуемые цены.
XXXXI вв. - интенсивное развитие международной торговли услугами (МТУ). Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во- вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Факторы бурного роста МТУ: длительный экономический подъем в большинстве стран; увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира; НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг.