Креативность как фактор успешности учителей
Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться : на продукты, создаваемые благодаря ей : креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное на процессы : креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие на личностные качества : креативность как открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности на внешние условия : креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху. Креативность
Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Особенности креативной личности : когнитивные ( чувствительность к необычному, уникальному, единичному ; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно ; память на редкие события ; развитые воображение и фантазия ; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.); эмоциональные ( высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности ); мотивационные ( потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости ); коммуникативные ( инициативность, склонность к лидерству, спонтанность ).
Признаки, характеризующие творческую личность : 1. Осознанность 2. Оригинальность 3. Независимость 4. Склонность к риску 5. Энергичность 6. Артистичность 7. Заинтересованность 8. Чувство юмора 9. Тяга к сложности 10. Непредубежденность 11. Потребность в одиночестве 12. Интуитивность
Среди условий, стимулирующих развитие креативности выделяют следующие : ситуации незавершенности или открытости разрешение и поощрение множества вопросов ; стимулирование ответственности и независимости ; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях. Препятствуют развитию креативности : избежание риска ; стремление к успеху во что бы то ни стало ; жесткие стереотипы в мышлении и поведении ; преклонение перед авторитетами. Условия развития креативности
Этапы творческого процесса Е. Торренс выделял в творческом процессе такие этапы : 1. Восприятие проблемы ; 2. Поиск решения ; 3. Возникновение и формулировка гипотез ; 4. Проверка гипотез и при необходимости их модификация ; 5. Получение результата. Креативное решение проблемы обычно происходит через феномен инсайта внезапного интуитивного озарения, понимания сути ситуации в новом ракурсе.
Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Мозговой штурм. Автор - Алекс Осборн. Идея Обсуждение Дополнение Анализ Новая идея
Проблема ПРОБЛЕМА Шесть шляп. Автор - Эдвард де Боно. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Подведе -ние итогов Анализ цифр и фактов Позитив - ные стороны Эмоции Новые идеи Новые идеи Негатив
Ментальные карты. Автор - Тони Бьюзен. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Ключевое понятие Ассоциации
Синектика. Автор - Уильям Гордон. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Объект Прямые аналогии Непрямые аналогии ( отрицание прямых ) Сопоставление цели, объекта и непрямых аналогий
Метод фокальных объектов. Автор - Чарльз Вайтинг. Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Методики развития креативности ( поиск новых идей )
Морфологический анализ. Автор - Фриц Цвикки. Методики развития креативности ( поиск новых идей ) Объект Признак 1 Признак 2 Новый признак 1 Новый признак 2 Новый объект
Непрямые стратегии. Авторы - Брайан Эно и Питер Шмидт. Берется колода карт, на которых записан набор команд. Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карт и пытаться следовать ее указаниям. Методики развития креативности ( поиск новых идей )
Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Методики развития креативности ( поиск новых идей )
Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей : их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. Методики развития креативности ( поиск новых идей )
Спасибо за внимание