межфакультетский проект д.г.н. Калуцков В.Н., к.г.н. Алексеенко Н.А., Глухов А.И., Афанасьев Д.А. первые результаты
Цель создания атласа: - междисциплинарное изучение - популяризация наследия М.В.Ломоносова. Развивается как проект межфакультетского сотрудничества МГУ: в нем принимают участие представители ФИАР, географического, биологического, филологического факультетов и Музея землеведения МГУ, а также Института культурного и природного наследия имени академика Лихачева Д.С. и Северного Федерального Арктического университета имени М.В. Ломоносова (САФУ).
Методологические проблемы Атлас среди форм мемориальных произведений, посвященных М.В.Ломоносову, представляет собой новую форму. Атласная картография разрабатывает преимущественно территориальную тематику, создавая атласы мира, стран, регионов, городов. Что значит географический атлас применительно к человеку, его жизни и деятельности? На каких принципах и основаниях его нужно разрабатывать? Какие вопросы он должен освещать, помимо изображения жизненного путь великого человека, его научного и художественное творчества, его влияния на современное культурное пространство страны?
Методологические подходы и принципы разработки атласа Территориальный подход. Его сущность заключается в выявлении и картографировании основных территорий жизни и деятельности рассматриваемой личности – территории рождения и становления, территории образования, территории творчества. При этом территории творчества могут быть представлены через отдельные проекты, которые разрабатывал человек, особенно, если эти проекты обладают территориальным измерением, могут быть локализованы. Наряду с вновь созданными картами, изображающими территории рождения, жизни и творчества гения, атлас должен содержать и карты-современники жизни личности, которые позволят почувствовать "дух времени", лучше понять ушедшую историческую атмосферу.
Методологические подходы и принципы разработки атласа Принцип визуальной репрезентации данного типа атласа заключатся в активном использовании визуальных изображений, как самой исторической личности, так и связанных с ней лиц и мест. Принцип текстовой репрезентации занимает особое место в создании географических атласов великих личностей. Текст не сводится к комментированию карт, как это нередко случается при создании традиционных географических атласов, он играет важную и такую же самостоятельную роль в построении всего массива атласа, как системы картографических изображений и визуальных репрезентаций. Систему карт и визуальных изображений следует рассматривать как значимый контекст текстовой системы.
I.Анализ литературной, художественной и картографической традиций поклонения родине Ломоносова II.Картографирование жизни и деятельности Ломоносова III.Исследование проектов пространственного развития России, инициированных М.В. Ломоносовым IV.Исследование географических образов в поэтическом творчестве М.В. Ломоносова V.Выявление и мониторинг места Ломоносова в культурном пространстве России и зарубежья Основные исследовательские направления
Среди важнейших научно-методологических результатов: - применение культурно-ландшафтного подхода к ломоносовскому наследию, при этом наиболее продуктивно оказалось соотнесение исторических сведений, исторических и современных карт и материалов полевых исследований; - на основе культурно-ландшафтного подхода закартографированы и описаны объекты ломоносовского наследия, многие из которых впервые, например, пожня Ломоносовых на Нальострове, обетные кресты на Курострове и другие; - введено понятие Ломоносовского культурного ландшафта, выявлены и исследованы основные ломоносовские ландшафтно-исторические и ландшафтно-топонимические комплексы (на Курострове, в Санкт-Петербурге и области, Архангельске, Москве); - исследована пространственная история основных памятников Ломоносова и их взаимодействие с окружающим ландшафтом; - существенно обновлен свод топонимического наследия Ломоносова, выявлен и описан целый ряд новых и малоизвестных ломоносовских топонимических памятников, к примеру, урочище Ломоносова на месте д. Ломоносово в Ленинградской области.