«Использование детских дизайн- проектов как условие художественно- творческого развития дошкольников» Научный отчет МБДОУ 124 Научный руководитель: к.п.н., доцент Котлякова Татьяна Анатольевна «Использование детских дизайн- проектов как условие художественно- творческого развития дошкольников» Научный отчет МБДОУ 124 Научный руководитель: к.п.н., доцент Котлякова Татьяна Анатольевна
ПРОБЛЕМА По инициативе губернатора Ульяновской области С.И.Морозова образовательные учреждения области начали заниматься проблемами дизайна. В системе дошкольного воспитания существуют различные технологии и подходы для развития творческих способностей ребёнка. Но такая деятельность как детский дизайн мало разработана и почти не представлена в современной методической литературе. Хотя теоретическое обоснование этой проблемы уже дано в работах известных отечественных ученых – Пантелеева Г.Н., Лыковой И.А.
Детское творчество – явление уникальное. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Цель нашей экспериментальной работы: выявить и экспериментально проверить возможности использования детских дизайн-проектов как условия художественно- творческого развития дошкольников в ДОУ. Объект исследования: художественно-творческое развитие дошкольников. Предмет исследования: использование детских дизайн- проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников. Детское творчество – явление уникальное. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Цель нашей экспериментальной работы: выявить и экспериментально проверить возможности использования детских дизайн-проектов как условия художественно- творческого развития дошкольников в ДОУ. Объект исследования: художественно-творческое развитие дошкольников. Предмет исследования: использование детских дизайн- проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
Гипотеза: Художественно-творческое развитие дошкольников при использовании художественных дизайн- проектов будет проходить наиболее успешно если: - разработана модель детской дизайнерской деятельности; - проведена специальная работа по подготовке воспитателей к руководству процессом детского творчества через использование дизайн-проектов; - разработано содержание и последовательность использования в педагогическом процессе ДОУ специальных дизайн-проектов по развитию художественно-творческих способностей у дошкольников; -разработано содержание и последовательность использования возможности сотворчества взрослых и детей при разработке содержания дизайн-проектов для детей, родителей и сотрудников. Гипотеза: Художественно-творческое развитие дошкольников при использовании художественных дизайн- проектов будет проходить наиболее успешно если: - разработана модель детской дизайнерской деятельности; - проведена специальная работа по подготовке воспитателей к руководству процессом детского творчества через использование дизайн-проектов; - разработано содержание и последовательность использования в педагогическом процессе ДОУ специальных дизайн-проектов по развитию художественно-творческих способностей у дошкольников; -разработано содержание и последовательность использования возможности сотворчества взрослых и детей при разработке содержания дизайн-проектов для детей, родителей и сотрудников.
Дизайн – это вид деятельности по разработке, проектированию предметно – пространственной сферы (как в целом, так и отдельных ее компонентов), а так же жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Дизайн – в переводе с английского языка – замысел, проект, чертеж, рисунок.
Этапы работы ( ) I этап: 2011 – 2012 уч. год Изучение научной и методической литературы, передового опыта ДОУ; определение состава творческой группы; создание специальных образовательных пространств (уголки художественного экспериментирования, доски планирования и осуществления художественных проектов и т.п.). Разработка концепции художественно-творческого развития дошкольников в процессе осуществления дизайн-проектов в ДОУ. Отчётные материалы: Концепция развития художественно-творческих способностей дошкольников при использовании художественных дизайн-проектов в ДОУ.
II этап: 2012 – 2013 уч. год Разработка содержания специальной работы по подготовке воспитателей к руководству процессом детского творчества через использование дизайн-проектов. Анализ и отбор диагностических методик; апробация диагностик и выделение первоначального уровня творчества и навыков дизайна у детей дошкольного возраста. Отчётные материалы: Методики диагностики уровня творчества и навыков дизайна у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по подготовке воспитателей к руководству процессом детского творчества через использование дизайн-проектов.
III этап: 2013 – 2014 уч. год Разработка методических рекомендаций по организации дизайн-проектов по развитию у дошкольников творчества в ДОУ в рамках работы «Уголка экспериментаторов-дизайнеров» в старшей группе и «Дизайн – лаборатории» в подготовительной группе. Разработка методических рекомендаций по организации дизайн-проектов по развитию у дошкольников творчества в ДОУ в рамках работы «Клуба дизайнеров» для детей, родителей и сотрудников. Отчётные материалы: 1. Методические рекомендации по организации дизайн-проектов по развитию у дошкольников творчества в ДОУ в рамках работы «Уголка экспериментаторов-дизайнеров» в старшей группе и «Дизайн – лаборатории» в подготовительной группе. 2. Разработка методических рекомендаций по организации дизайн-проектов по развитию у дошкольников творчества в ДОУ в рамках работы «Клуба дизайнеров» для детей, родителей и сотрудников.
IV этап: 2014 – 2015 уч. год -Проведение итоговой диагностики, анализ и обобщение данных. -Составление научного отчёта. Отчётные материалы: 1. Научный отчёт.
ВПЗ для слушателей ОГБОУ ДПО УИПК ПРО
Сравнительные результаты входной и итоговой диагностики