Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ГБОУ НПО РО профессиональный лицей 1
Согласно «ГОСТ ISO Системы менеджмента качества. Требования» в разделе «8.2. Мониторинг и измерение» на первом месте поставлен пункт «8.2.1 Удовлетворенность потребителей»: «Организация должна проводить мониторинг информации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией его требований как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества. В разделе «8.4 Анализ данных» указано, что «Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества…. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников». Актуальность работы В лицее 1 около 500 внутренних потребителей – обучающихся. Для обеспечения мониторинга их удовлетворенности в среднем за год потребуется подвергнуть их анкетированию минимум 4 раза, что приведет к формированию 2000 анкет. Последующая обработка и анализ собранной информации потребует больших затрат труда и времени. Разработка автоматизированной системы анкетирования внутренних потребителей «АСА-ПЛ1» является актуальной проблемой для большинства учебных организаций!
Цель работы – информационное обеспечение процессов мониторинга удовлетворенности потребителей в лицее 1 г. Ростова-на-Дону. 1. Анализ первичных документов – анкет, разработанных учебно-методическим отделом лицея. Классификация вопросов анкет. Составление перечня учетных статистических данных по респондентам 2. Анализ условий функционирования системы. Выбор программного обеспечения для проектирования системы. 3. Проектирование системы автоматизации анкетирования. 4. Анализ результатов работы системы Задачи, решаемые в ходе выполнения работы: Высшее руководство
В лицее 1 обучается около 500 человек по трем основным профессиям и ряду дополнительных программ обучения. Оборудовано 3 компьютерных класса, в каждом из которых установлего по компьютеров, объединенных в локальную сеть лицея. Выход в интернет осуществляется через прокси-сервер, установленный в кабинете информатики на первом этаже. На каждом компьютере лицея установлен следующий набор лицензионного программного обеспечения: операционная система Window 7, пакет офисных программ Microsoft Office Таким образом, возможна организация общей папки на сервере лицея, в которой файлы системы «АСА-ПЛ1» будут доступны с каждого компьютера лицея. Программа может быть реализована с помощью системы управления базами данных СУБД ACCESS, входящей в набор офисных программ Microsoft Office. Анализ условий функционирования системы. Выбор программного обеспечения
вводятся следующие данные: 1. Ваш пол? (Мужской, Женский); 2. Ваш возраст? (17-19,20-22, 23-25, Старше 25 лет); 3. Курс, на котором Вы учитесь? (Первый, Второй, Третий ); 4. Ваша профессия: (Делопроизводитель, Сварщик, Автомеханик); 5. Где Вы проживаете? (В общежитии, С родителями, Имею свое жилье, Снимаю квартиру/комнату). Перед опросом каждый анкетируемый сообщает о себе ряд сведений, которые используются для формирования отчетов Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1»
Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1» Определены следующие типы вопросов анкет: Тип 1: Выбор одного ответа из нескольких вариантов
Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1» Определены следующие типы вопросов анкет: Тип 2: Таблица выбора.
Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1» Определены следующие типы вопросов анкет: Тип 3: Выбор нескольких ответов из вариантов
Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1» Определены следующие типы вопросов анкет: Тип 4: Таблица оцегок
Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1» Определены следующие типы вопросов анкет: Тип 5: Выбор вариантов из списка
Пользователь-администратор (вход по специальному паролю при нажатии кнопки «Анализ анкет» выходит в окно статистической отчетности по результатам анкетирования. Выбирая вопрос и задавая параметры отчетности (дата, пол, возраст, профессия, курс, условия проживания), получаем статистику ответов. Описание проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1»
Система АСА-ПЛ1 функционирует в лицее с 2012 года. За это время сформировался значительный массив ответов на вопросы анкет, которые с помощью формы «Анализ анкет» могут быть подвергнуты тщательному изучению как службой по воспитательной работе, так и высшим руководством лицея. Всего в базе возможных ответов содержится в настоящее время 96 вопросов, по каждому из которых можно проводить подобные исследования. Например, были проанализированы данные ответов на вопрос «Интересно ли Вам учиться». Год По луг оди е Всего опрос его Да Скорее Да Скорее нет Нет Затрудн. Чел% % % % % Внедрение проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1»
% опросенн ых полугодия Анализ ответов на вопрос «Интересно ли Вам учиться» за 3 года проведения опросов: 1 – Да; 2 – Скорее да, чем нет; 3 – Скорее нет, чем да; 4 – нет; 5 – Затрудняюсь ответить. Выводы по исследованию: 1. Процент положительно ответивших обучающихся от (27+41)=68% в 2011 году вырос до (62+24)=84 % в 2013 году. Однако в последнее время наблюдается некоторый спад до 31+46=77% 2. Процент отрицательно ответивших обучающихся от (17+17)=34% в 2011 году снизился до (7+8)=15 % в 2014 году. Однако в 2013 был зафиксирован максимум негативных ответов. Исследовательская часть проекта «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1»
1. Для выполнения требований стандартов по системам менеджмента качества в условиях образовательного учреждения необходимо внедрять методы автоматизированного сбора и анализа анкетных данных по удовлетворенности внутренних потребителей. Система «АСА-ПЛ-1» для этого и предназначена. 2. Система АСА-ПЛ1 проста в освоении, установке на компьютеры и обладает возможностями расширения. Построена на базе пакета программ Microsoft Office и может быть предложена для внедрения в других образовательных учреждениях. 3. Система дает обширный материал для анализа со стороны высшего руководства и способствует своевременному реагированию на возможные проблемы в среде внутренних потребителей. 4. Система высокоэффективна так как требует минимальных затрат при разработке, внедрении и эксплуатации. Общие выводы по проекту «Система автоматизированного анкетирования АСА-ПЛ1»