Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
Цель мастер-класса: К концу мастер – класса воспитатели: Узнают, что такое монологическая речь, о способах и приемах ее формирования; Освоят способы формирования монологической речи в процессе художественно – творческой деятельности.
Целевой ориентир: ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Планируемые результаты: - свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; - использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования; - составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок.
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Под связной речью понимается логическое, развернутое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что связная речь – такая речь, которая понятна на основе её собственного предметного содержания. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Функции монологической речи Эмоционально -оценочная Воздействующая Информативная -побуждение к действию либо предотвращение действия -убеждение в правильности тех либо других мыслей, убеждений, взглядов, действий - описание событий, действий, состояний -сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности -обращение внимания на художественную форму (подбор эпитетов, сравнений, метафор на обращенную речь)
Типы монолога Описание - это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Контаминация (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.
Форма работы Приемы работы Методы работы Индивидуальная Групповая Работа в парах -показ предмета; - рисование предмета с натуры; -показ приемов изображения; -словесное объяснение; - обследование предмета; - анализ работы; -сличение работы с образцом; -комментирование действий; - использование речи взрослого в качестве образца и др. Игра (игровые упражнения) Продуктивная деятельность Словесные методы (схемы – образцы, дидактические игры по развитию речи)
Изготовление сувениров – магнитиков для мам